Идентификация и фальсификация винных напитков и винных коктейлей

Категория: Вкусовые товары (чай, кофе, алкогольные напитки и др.)

Винные напитки и винные коктейли, которые по назначению используют как более дешевые заменители вин, также относят к винодельческой продукции.

В основе ассортиментной идентификации этих видов винодельческой продукции лежит стандартизированная терминология, согласно которой винный напиток — это винодельческий продукт с объемной долей этилового спирта от 8,5 до 22,0 %, содержащий не менее 50 % столового и/или специального виноматериала или плодового сброженного сусла. При изготовлении винных напитков могут быть использованы в качестве сырья ректификованный этиловый спирт из пищевого сырья, ректификованные виноградный или плодовый спирты, сахаросодержащие вещества, ароматизирующие и вкусовые вещества, пищевые красители и вода.

Винные коктейли вырабатывают с объемной долей этилового спирта от 2,5 до 8,5 %. В их состав должны входить не менее 50 % столового виноматериала и/или плодового сброженного сусла. При изготовлении винных коктейлей используют сахаросодержащие вещества, ароматизирующие и вкусовые вещества, пищевые красители, воду. Вырабатывают коктейли без насыщения и с искусственным насыщением двуокисью углерода до концентрации не менее 0,3 %.

Таким образом, общим идентифицирующим признаком при установлении ассортиментной принадлежности винных напитков и коктейлей является количество сброженного виноградного и/или плодового сырья не менее 50 %. Основное отличие состоит в разной объемной доле этилового спирта в составе напитка. Использование разнообразных ароматизирующих и вкусовых веществ при изготовлении винных напитков и коктейлей обусловливает их специфичные органолептические свойства и лежит в основе формирования видового ассортимента.

При проведении квалиметрической идентификации подтверждают заявленный изготовителем состав компонентов, и прежде всего содержание натурального виноградного и/или плодового сырья, использование разрешенных к применению в пищевой промышленности РФ сахаросодержащих, ароматизирующих, вкусовых веществ и красителей. Устанавливают также соответствие основных органолептических и физико-химических показателей (объемной доли этилового спирта, массовой концентрации Сахаров и титруемых кислот, массовой доли и давления двуокиси углерода в бутылке — для газированных винных коктейлей и др.) требованиям нормативной или технической документации, а также информации, приведенной в маркировке.

Основным способом фальсификации винных напитков и коктейлей является уменьшение доли натурального виноградного и/или плодового сырья в составе или полная замена этого сырья на подкрашенные и ароматизированные водные растворы. Если доля сброженного виноградного и/или плодового сырья меньше 50 % в составе напитка, устанавливается факт ассортиментной фальсификации, так как в данном случае напиток должен относиться к группе ликероводочных изделий.

При содержании виноградного и/или плодового сырья более 50 %, но менее заявленного изготовителем значения, обнаруживается квалиметрическая фальсификация, хотя такое выделение разных видов фальсификации является условным, поскольку и в первом, и во втором случае происходит ухудшение качественных характеристик за счет снижения биологической ценности напитка. Использование при изготовлении винных напитков и коктейлей воды, не соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, искусственных красителей, ароматизаторов, подсластителей, запрещенных к применению в пищевой промышленности РФ или не имеющих соответствующего разрешения, является причиной появления на рынке фальсифицированной продукции, опасной для жизни и здоровья потребителей.

К информационной фальсификации винных напитков и коктейлей следует отнести различные способы введения в заблуждение потребителей, касающиеся природы и происхождения напитков. Часто в наименование напитка включают названия природных компонентов, отсутствующих в составе (например, «Брусника на коньяке»), либо размещают на этикетке изображения различных растений, плодов, ягод, ассоциативно связываемые с составом, но не присутствующие в нем.