Идентификация и фальсификация алкогольных напитков

Категория: Вкусовые товары (чай, кофе, алкогольные напитки и др.)

К алкогольным относят напитки с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции. Напитки, содержащие от 1,5 до 9% об. этилового спирта, условно относят к подгруппе слабоалкогольных.

Этиловый спирт, входящий в состав алкогольных напитков, в соответствии с действующими во всех странах законодательными нормами должен быть получен из пищевого сырья (зерна, картофеля, сахарной свеклы, плодов и ягод и др.) и (или) спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалов, дистиллятов и др.).

К алкогольным напиткам относят питьевой этиловый спирт 95%-ный, водки и другие крепкие национальные напитки, ликероводочные изделия, продукцию винодельческой промышленности — вина, винные напитки, коньяки, бренди и др.

Основными видами слабоалкогольной продукции являются пиво, напитки слабоградусные газированные и негазированные.

Ассортимент алкогольных напитков насчитывает десятки тысяч наименований. В основе формирования ассортимента лежит большое разнообразие используемого сырья и технологических приемов производства. Эти факторы определяют индивидуальные свойства каждого напитка, составляющие набор его специфичных идентифицирующих признаков. Несмотря на существенные ассортиментные различия, можно выделить общие идентифицирующие признаки алкогольных напитков, а также основные этапы проведения их идентификации.

Идентификацию алкогольной продукции начинают с установления ее соответствия определенной партии по сопроводительным документам, а также проверки легальности ее производства и оборота. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ определил перечень товаросопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 % объема готовой продукции).

К обязательным сопроводительным документам относят также лицензию на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и сертификат соответствия. При полном или частичном отсутствии перечисленных сопроводительных документов алкогольная продукция считается находящейся в незаконном обороте и подлежит изъятию (конфискации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На следующем этапе определяют состояние упаковки и правильность маркирования алкогольных напитков согласно требованиям ГОСТ Р 51074—2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» и других действующих в отношении данного вида продукции нормативных документов.

Особое внимание обращают на герметичность укупоривания, наличие на упаковке царапин, потертостей, придающих поверхности матовость, ржавчину и другие загрязнения, а также дефекты этикеток: деформацию, разрывы, перекосы, морщины, подтеки клея, следы выступления штемпельной краски на лицевой стороне этикетки, подтеки и разводы от неводостойких красок, нечеткие рисунки.

Низкое качество упаковки часто является первым признаком фальсифицированной продукции. Многие производители используют фирменный стиль упаковки (особую форму бутылок и специальное стекло для их изготовления; оттиски и различные способы декорирования бутылок; средства укупорки, предупреждающие возможность вскрытия упаковки; оригинальные этикетки и контрэтикетки, содержащие голографические знаки, идентификационные номера и т. д.) для защиты своей продукции от подделок.

Приказом Минсельхоза от 1 февраля 2006 г. № 18 утверждена «Методика визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции», устанавливающая перечень нарушений целостности или деформаций укупорочных средств, при которых тара считается вскрытой.

Обязательным элементом маркировки алкогольных напитков с содержанием этилового спирта более 9 % об. являются федеральная специальная марка — для продукции, производимой на территории Российской Федерации, и акцизная марка — для импортируемой продукции. Указанные марки служат документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота алкогольной продукции, а также подтверждают фиксацию информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).

Количественная идентификация всех алкогольных напитков предусматривает определение полноты налива. Метод основан на определении объема напитка в бутылках с применением мерной лабораторной посуды. Из бутылки алкогольный напиток осторожно переливают по стенке в чистую мерную колбу с градуированной горловиной. После слива напитка и выдержки бутылки над воронкой мерной колбы в течение 30 с проверяют объем слитого напитка. Недолив количественно определяют внесением дополнительного объема напитка в мерную колбу до метки пипеткой с ценой деления 0,05 см3. Объем напитка определяют при фактической температуре, производя перерасчет на объем при температуре (20±0,5) °С.

Недолив может быть вызван объективными и субъективными причинами. Так, при длительном хранении возможно испарение воды и этилового спирта из бутылок с негерметичной упаковкой или вследствие нарушения герметичности (например, при высыхании корковых пробок).

При проведении ассортиментной и квалиметрической идентификации алкогольных напитков определяют комплекс органолептических и физико-химических показателей. Общим идентифицирующим признаком групповой принадлежности является объемная доля этилового спирта в составе напитка. Многие органолептические показатели также являются общими для всех алкогольных напитков: внешний вид (прозрачность, отсутствие посторонних включений), цвет, вкус, аромат. Однако характеристика этих показателей специфична для каждого вида, типа и конкретного наименования продукции.

Несмотря на усиление мер по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, объемы выпуска и реализации фальсифицированных и контрафактных алкогольных напитков достаточно высоки. Россия занимает первое место в Европе по смертности от отравлений недоброкачественной алкогольной продукцией. Отравления ежегодно уносят жизни 30—40 тыс. человек. Одной из главных причин отравлений является употребление напитков на основе пищевого спирта с низкой степенью очистки от токсичных микропримесей, а также непищевого спирта (гидролизного и синтетического).