Идентификация и оценка соответствия товаров

Категория: Методы и техническое обеспечение контроля качества товаров

Поскольку идентификация является одной из процедур установления соответствия, то необходимо дать определение термину «соответствие».

«Соответствие — соблюдение всех установленных требовании к продукции, процессу или услуге» (Руководство ИСО/МЭК 2, п. 13.1). Оценка соответствия предполагает сопоставление фактически достигнутого уровня качества установленным требованиям.

Различают несколько видов деятельности по оценке соответствия качества товаров: оценка качества, контроль качества и сертификация или декларирование соответствия. На рис. показано место идентификации в деятельности по оценке соответствия товаров.

Приведенные на рисунке виды оценочной деятельности характеризуются как общностью, так и различием признаков. Общность охватывает два первых этапа — идентификацию и испытания, при которых действительные значения показателей качества определяются, а затем сопоставляются либо с аналогами для подтверждения подлинности товара, либо с базовыми показателями, образцами, эталонами, либо констатируется фактическое положение в виде описаний, значений показателей, не предусмотренных НД.

Рис. Место идентификации в оценке соответствия товаров

Указанные виды деятельности различаются, во-первых, номенклатурой характеристик (критериев), выбранных для идентификации и испытаний, во-вторых, субъектами, осуществляющими эту деятельность, в-третьих, в конечных документально оформленных результатах этой деятельности.

Оценка качества — совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества, определению их фактического значения и сопоставлению с базовыми.

Для оценки качества могут быть выбраны любые показатели, в том числе и не предусмотренные НД. например характеристики, составленные на основе житейского опыта потребителя или информации о нем других потребителей либо рекламы.

Оценку качества могут проводить изготовители, продавцы, потребители.

Конечный результат оценки может быть оформлен в виде технического документа (удостоверения о качестве, спецификации, акта экспертизы, заключения и т. п.), а может не иметь документального оформления, но являться основанием для покупки товара продавцом или потребителем.

Контроль качества — проверка соответствия установленным НД требованиям. Проводится представителями компетентных контрольных органов (государственного, ведомственного или внутрифирменного контроля). К ним относятся государственные инспекторы Роспотребнадзора, Ростехрсгулирования, контролеры головных организаций и отделов контроля на предприятиях, сотрудники испытательных лабораторий предприятий промышленности, торговли, общественного питания, а также потребители.

Номенклатура проверяемых показателей ограничивается лишь требованиями, предусмотренными НД, причем она может быть полной или ограниченной несколькими показателями, например только органолептическими.

Конечным результатом контроля качества может быть акт проверки, составляемый одним контролером или контрольной комиссией.

«Сертификация — действия третьей стороны, создающие уверенность в том, что надлежащим образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям» (Руководство ИСО/МЭК 2). В этом определении, принятом в международной практике, четко указаны субъекты, осуществляющие сертификационную деятельность. К ним относится третья сторона, т. е. юридические и физические лица, независимые от изготовителя (продавца) и потребителя.

В отличие от оценки и контроля качества при определении термина «сертификация» в качестве необходимого уровня регламентируется надлежащая идентификация продукции. Более того, в системе сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья указывается, что перед проведением испытаний по показателям безопасности продукция должна быть идентифицирована и проверена на соответствие требованиям, установленным стандартами, по органолептическим и физико-химическим показателям.

При сертификации все показатели подразделяются на три группы: 1) показатели для целей идентификации; 2) для подтверждения показателей безопасности и других обязательных требований для целей обязательной сертификации; 3) по любым показателям, не относящимся к обязательным требованиям, для целей добровольной сертификации. Конечным результатом сертификационных испытаний является подтверждение соответствия.

К сожалению, в определении терминов «сертификация» и «декларирование соответствия» по Закону «О техническом регулировании» не указана обязательность процедуры идентификации для указанных форм подтверждения соответствия.

«Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров».

«Декларация соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов».

Идентификация как начальный этап оценочной деятельности предусматривается в НД лишь для сертификации, хотя оценка и контроль качества также не могут проводиться, если продукция не идентифицирована. Однако лишь в Правилах Системы сертификации ГОСТ Р указывается, что при отрицательных результатах идентификации дальнейшие испытания не проводятся.

Так, например, нет смысла оценивать качество продукции или осуществлять инспекционный контроль, если нет уверенности в том, что представленный образец сливочного масла или кофе натурального отвечает своей ассортиментной принадлежности к указанному виду и/или конкретной партии, а не относится к маргарину или заменителю кофе на зерновой основе.

Идентификации присущи разнообразные функции:

• указующая — отождествляющая представленный образец товара с конкретными наименованием, сортом, маркой, типом, а также товарной партией;

• информационная — доводящая до субъектов рыночных отношений необходимую информацию;

• подтверждающая — соответствие ассортиментной принадлежности товара информации, указанной на маркировке и/или в товарно-сопроводительных документах, т. е. подлинность товара;

• управляющая — поскольку идентификация служит одним из элементов системы качества продукции.

Во всем мире ужесточились требования, предъявляемые потребителями к качеству товаров. В результате возникла необходимость постоянного обеспечения высокого уровня качества продукции, так как без этого невозможна эффективная экономическая деятельность предприятия.

Требования к качеству продукции, удовлетворяющие потребности потребителей, устанавливаются в стандартах и технических условиях. Однако эти нормативные документы не гарантируют того, что при проектировании, разработке, производстве, хранении и реализации товаров фактически достигнутый уровень качества будет соответствовать установленным требованиям. Поэтому возникла необходимость разработки стандартов, дополняющих требования к продукции и предупреждающих возникновение несоответствий на разных этапах технологического цикла путем регламентации элементов системы качества.

При идентификации товаров важное место отводится маркировке. Регламентация маркировки как средства идентификации продукции осуществляется на основе МС ИСО и Руководства ИСО/МЭК 22. «Если это предусмотрено контрактом, единицы продукции или партии продукции должны быть промаркированы для идентификации».

В Руководстве ИСО/МЭК 22 маркировка определяется как «нанесение обозначения на изделие или на упаковку, предусматривающее, в первую очередь, идентификацию изделия или отдельных его свойств».

В МС ИСО 9004 предусмотрены действия, необходимые при выявлении несоответствия продукции: «Единицы продукции или партии продукции, подозреваемые в несоответствии, должны немедленно идентифицироваться и регистрироваться. Во всех случаях, когда это возможно, следует производить обследование предыдущих партий продукции».

Следует отметить, в международной практике идентификация рассматривается как один из элементов системы качества на производстве, а также как действия по управлению материалами (сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и пр.) и продукцией для установления соответствия (или несоответствия). Одним из важнейших средств идентификации является маркировка товаров.

К числу актуальных проблем идентификации относятся несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие четкой регламентации механизма проведения идентификации и выявления существенных признаков и показателей, дефицит кадров.

Несовершенство нормативно-правовой базы заключается в первую очередь в том, что до сих пор процедура идентификации была обязательной лишь при проведении обязательной сертификации, что регламентировалось Правилами сертификации системы ГОСТ Р, а также при управлении качеством в соответствии с ИСО ГОСТ Р серий 9000. При декларировании соответствия, добровольной сертификации, а также при других видах оценочной деятельности, производственном и государственном контроле процедура идентификации особо не оговаривается.

Вместе с тем отрицательные результаты, полученные при идентификации, делают бессмысленными дальнейшие операции по оценке и контролю. Зачем проверять безопасность сливочного масла, если в действительности это маргарин. Такое подтверждение обязательных требований фальсифицированной продукции может помочь лишь недобросовестному изготовителю и/или продавцу ввести в заблуждение потребителя.

Во введенном с 1 июля 2003 г. Федеральном законе «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, в п. 3 ст. 7 указывается, что технический регламент должен содержать наряду с перечнем продукции или процессов правила их идентификации. Однако в отношении объектов стандартизации, не включенных в технические регламенты, правила идентификации не могут носить обязательный характер.

Следовательно, для указанных объектов выявление фальсификации путем их идентификации будет производиться лишь на добровольной основе, а скорее всего не будет производиться вовсе, так как процедура эта в Законе не предусмотрена при разработке стандартов. Остается только надеяться, что в технических регламентах процедура идентификации будет установлена более четко, чем это было до сих пор.