Информация о фирмах

Категория: Менеджмент

В  странах имеется целый ряд источников, содержащих информацию о фирмах. Среди них наибольший интерес и практическую ценность представляют фирменные справочники, публикации фирм (годовые отчеты, каталоги, проспекты, рекламные издания), материалы специализированных информационных компаний и организаций, справки банков, а также материалы периодической прессы, интернет. Комплексное использование различных источников информации дает возможность составить достаточно полное представление о фирмах.

 

Особое место среди источников информации занимают фирменные справочники в интернете и в печатном виде. Они издаются информационно-справочными агентствами, различными ассоциациями, торговыми палатами. Имеются справочники, охватывающие фирмы одной страны, т.е. национальные, и содержащие сведения о фирмах разных стран — международные. Из одних справочников можно узнать только их координаты (почтовый адрес, телекс, телефон), из других — сведения о характере деятельности фирмы, ее экономических и финансовых показателях деятельности, производственной базе, руководящем составе и т.д.

Основным достоинством фирменных справочников по сравнению с большинством других источников информации является охват большого числа фирм.  Справочники — практически единственный вид источников информации о фирмах, в которых сведения публикуются регулярно и в систематизированном виде.

Справочники дают возможность получить следующий набор реквизитов по фирмам  стран: полное и сокращенное наименование; почтовый и телеграфный адреса, телекс, телефон; год основания к этапы развития фирм; сфера деятельности; основные товары производства или торговли, виды услуг; банки, через которые фирма осуществляет свои операции; владельцы фирмы или материнская компания; состав руководящих органов; число и местонахождение предприятий; дочерние и ассоциированные фирмы; число занятых в фирме; основные показатели деятельности (годовой объем продаж, прибыль, активы, собственный капитал и т.д.); связи с другими фирмами через участие в капитале; персональные связи с другими фирмами и организациями; краткие биографические сведения о руководителях.

Кроме того, по фирмам отдельных отраслей можно определить объем производства, производственные мощности, некоторые технические характеристики выпускаемой продукции. Естественно, что не по всем фирмам можно получить весь перечисленный выше набор информации. Наиболее полные сведения можно подобрать по крупным компаниям, образованным в правовой форме акционерного общества.

В зависимости от содержащейся информации фирменные справочники обычно подразделяются на адресные, товарно-фирменные, общефирменные, отраслевые, по акционерным обществам, по финансовым связям, директорские, биографические, тематические.

Важным источником информации о фирмах являются подборки (перечни) крупнейших фирм, публикуемые в основных  и ряде развивающихся стран. Такие подборки позволяют определить место той или иной фирмы среди компаний страны или отрасли по тому или иному показателю.

Из изданий самих фирм наибольший интерес представляют их годовые отчеты. Они ежегодно публикуются компаниями, действующими в правовой форме акционерного общества и в форме обществ с ограниченной ответственностью. Годовые отчеты подводят итог и анализируют деятельность фирмы за год, дают возможность получить сведения об объеме и направлениях капиталовложений, о планах рационализации производства, об используемой и внедряемой технологии, о научно-техническом потенциале, в том числе об объеме расходов, о структуре и основных направлениях НИОКР, а также о сотрудничестве в этой области с другими фирмами, о портфеле заказов и динамике их поступлений, об имеющихся и строящихся производственных предприятиях. Из отчетов можно получить сведения о прошедших и предполагаемых изменениях номенклатуры производства. В них приводятся краткие обзоры положения дел в соответствующих отраслях или на товарных рынках, отмечаются различные факторы, оказавшие влияние на результаты деятельности фирмы.

Неотъемлемую часть годовых отчетов составляют документы финансовой отчетности: баланс, счет прибылей и убытков, счет поступления и расходования средств. Их анализ позволяет определить эффективность деятельности фирмы, ее финансовое положение, платежеспособность.

Важный источник информации о зарубежных фирмах— общеэкономические и отраслевые газеты и журналы, издаваемые в большом количестве практически во всех развитых  и развивающихся странах. Помимо общей информации о фирмах в периодической печати публикуются сведения самого разнообразного характера, в том числе списки крупнейших компаний, обзоры по отдельным фирмам, сведения о ценах, сроках и стоимости строительства различных предприятий, научно-исследовательской и патентно-лицензионной деятельности и т. д.