Информативность товаров

Категория: Информация о товаре

Информативность товаров как критерий конкурентоспособности характеризует качество информации о конкурентных преимуществах товара. Как известно, информация для потребителя в зависимости от вида и технической сложности товара может быть представлена:

текстом и маркировкой;

эксплуатационным документом (паспортом, руководством по эксплуатации, этикеткой) .

При составлении указанных средств информации должны быть максимально учтены интересы потребителей, которые в основном реализованы в Законе "О защите прав потребителей".

Общими требованиями к товарной информации являются достоверность, доступность, достаточность.

В развитие указанного Закона в России разработаны и действуют ГОСТы на информацию для потребителей. Так, Закон регламентирует обязательные и рекомендуемые требования к потребительской товарной информации. К обязательным требованиям относится наличие в средствах информации следующих сведений:

• наименование товара;

• наименование фирмы и страны изготовителя;

• адрес изготовителя;

• правила и условия хранения, транспортирования и использования;

• информация об обязательной сертификации;

• основные потребительские свойства или характеристики.

Стандарт допускает применение терминов рекламного характера только при указании нормативного документа, позволяющего осуществлять идентификацию продукта или дающего четкое определение термина при подтверждении компетентными органами.

Идентификация - установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных документах или иных средствах информации, предъявляемым к нему требованиям .

Обязательные требования к информации изготовитель может выполнять неформально, приводя дополнительные сведения, не предусмотренные стандартами и техническими условиями. Например, величина усадки материалов после стирки или химчистки, температура глажения и др.

Основную информацию потребитель получает из ярлыка, размеры которого ограничивают объем помещаемых сведений о товаре. Поэтому целесообразно информировать его через качественные характеристики, которые позволяют составить представление об основных потребительских свойствах и понять происхождение цены товаров.

Для оценки качества информации предлагаются следующие критерии информативности товаров:

• сведения об отличительных особенностях (достоинства, специфика эксплуатации, совместимость);

• сведения о потребительских показателях качества (указание основного сырья, величина изменения размера ткани после стирки, химчистки и влажной обработки, режимы термической обработки);

• сведения о сертификации и сопроводительной документации (наличие сертификатов, наличие сопроводительных документов);

• сведения о способах ухода (условия хранения, предупреждения, способы устранения дефектов);

• сведения о правилах эксплуатации (условия транспортирования, указание на несовместимость основных и отделочных материалов при стирке и носке);

• эстетический уровень ярлыка (цветовое, графическое, шрифтовое текстовое решение).

Информативность предлагается оценивать по пятибалльной системе - очень плохо, плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично.

Знаком уважительного отношения к потребителю следует считать указание изготовителем на некоторые ограничения в пользовании товаром на основе сложившегося мнения специалистов, не дожидаясь заключения и рекомендаций официальных органов. Примером такой информации могли бы быть такие рекомендации в тексте на упаковке: "стирать отдельно от цветного белья", "не гладить", "гладить только через мокрую тряпку или марлю", "не кипятить" и др. Наличие таких текстов вносит элемент доверительности.

Информирование потребителей об основных потребительских свойствах швейных, текстильных и трикотажных товаров позволит обеспечить конкурентоспособность товаров.