Инструкция о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству

Категория: Нормативные документы для товароведа

Согласована: с Госснабом СССР, Министерством внешних экономических связей СССР, Министерством торговли СССР

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет в соответствии с Основными условиями регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. № 888, порядок и сроки приемки на территории СССР импортных товаров (под словом “товар” понимается также продукция, работы, услуги и результаты научно-технической деятельности) по количеству, качеству и комплектности, составления и направления рекламационных актов и обязательна для заказчиков, получателей и внешнеэкономических организаций, если иное не предусмотрено в договоре (под словом “договор” понимается соглашение между заказчиком импортного товара и внешнеэкономической организацией) и/или контракте (под словом “контракт” понимается соглашение между внешнеэкономической организацией и иностранным поставщиком товара).

Стороны вправе предусмотреть в договоре иной порядок и сроки приемки товаров, которые необходимо учитывать при заключении контрактов с иностранными поставщиками.

Если заказчик является одновременно получателем, то он непосредственно выполняет предусмотренные в настоящей Инструкции обязанности получателя.

2.    Заказчики в 10-дневный срок с момента получения от внешнеэкономической организации копии контракта или информации о его основных условиях обязаны сообщить получателям о соответствующих условиях контракта, в том числе о сроках предъявления внешнеэкономической организацией претензий иностранным поставщикам.

Получатели, переотправляющие товары в таре или упаковке иностранного поставщика, обязаны сообщить указанные условия своим получателям в 7-дневный срок после получения этих данных от заказчика.

3.    Проверка в СССР качества товаров, закупленных за границей по стандартам, принятым в международной торговле, по иностранным стандартам или техническим условиям (кондициям) иностранных поставщиков, должна производиться в соответствии с требованиями и методами, предусмотренными этими стандартами или техническими условиями (кондициями), если в договоре и/или контракте не предусмотрено иное.

Внешнеэкономическая организация обеспечивает передачу заказчику соответствующих стандартов, технических условий (кондиций) иностранного поставщика в согласованные с заказчиком сроки и количестве экземпляров, а заказчик — своим получателям.

II. Порядок и сроки приемки товаров

4.    Приемка получателем товаров от органов транспорта и почтовых отправлений от органов связи осуществляется в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в органах связи.

5.    При приемке товаров по количеству проверяется соответствие фактического наличия товаров данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности — требованиям к качеству товаров, предусмотренным в договоре и/или контракте.

При отсутствии сопроводительных и расчетных документов приемка товаров производится по данным маркировки и внутритарных упаковочных листов, а при отсутствии последних — по фактическому наличию.

6.    Приемка товаров по количеству, качеству и комплектности осуществляется получателем с участием эксперта организаций Торгово-промышленной палаты СССР (В/О “Союзэкспертиза”, производственных фирм региональных отделений и других организаций Торгово-промышленной палаты СССР, на которые возложено проведение экспертизы), торгово-промышленной палаты союзной республики или органа, осуществляющего государственную экспертизу, или аварийным комиссаром.

См. Инструкцию о порядке проведения экспертиз экспертами, утвержденную приказом Главного управления Государственной инспекции по качеству товаров и торговле по РСФСР от 22 мая 1979 г. № 20

При невозможности осуществления приемки товаров с участием эксперта или аварийным комиссаром приемка производится получателем с участием компетентного представителя незаинтересованной организации (отдела исполкома местного Совета народных депутатов, научно-исследовательского института и других организаций), не входящей в одну систему с получателем, полномочия которого должны подтверждаться документом, выданным организацией, направившей представителя.

Доказательства отказа Торгово-промышленной палаты СССР, торгово-промышленной палаты союзной республики или органа, осуществляющего государственную экспертизу, от выполнения заявки на проведение экспертизы товаров или обоснование невозможности вызова эксперта предоставляются вместе с актом приемки.

7.    По результатам приемки составляется рекламационный акт в форме акта экспертизы Торгово-промышленной палаты СССР, торгово-промышленной палаты союзной республики или акта государственной экспертизы, или аварийного сертификата страховой организации, или акта приемки, составленного получателем с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.

8.    Приемка товаров должна производиться, как правило, без приостановления.

В случаях, когда приемка товаров произведена с приостановлением, получатель обязан принять меры к обеспечению сохранности товаров во время перерыва в приемке.

Приостановление приемки по количеству при выгрузке товаров из вагона, контейнера не допускается, за исключение случаев, предусмотренных законодательством.

9.    Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре или упаковке иностранного поставщика, производится, как правило, на складе конечного получателя.

Если товар поступил к конечному получателю от предприятия (организации), вскрывшего тару или упаковку иностранного поставщика, то приемка производится в соответствии с инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, утвержденными Государственным арбитражем СССР. В случае установления производственного или конструктивного недостатка товара получателем составляется рекламационный акт в соответствии с порядком, установленным для приемки товара в таре и упаковке иностранного поставщика.

См. Инструкцию о порядке приемки продукции производственнотехнического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденную постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. № П-6, Инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденную постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7

10.    Получатели, переотправляющие товары в таре или упаковке иностранного поставщика, обязаны производить их приемку по количеству, качеству и комплектности при несоответствии веса брутто весу, указанному в сопроводительных документах; при получении товаров в поврежденной, открытой, немаркированной таре, в таре, не обеспечивающей сохранность товара, а также с поврежденной пломбой, повреждением других вспомогательных упаковочных средств и материалов (ленты, пленки и т. п.) или наличии признаков повреждения (потеки, слышимый бой); при отсутствии указанных нарушений, если в результате переотправки товаров не может быть обеспечено получение внешнеэкономической организацией рекламационного акта в сроки, необходимые для своевременного предъявления претензии иностранному поставщику.

11.    При обнаружении товаров, не соответствующих требованиям к качеству, установленным договором и/или контрактом, получатель (заказчик) обязан обеспечить сохранность этих товаров до получения указания внешнеэкономической организации о том, как поступить с ними. Товары, не соответствующие требованиям к качеству, установленным договором и/или контрактом, должны храниться в таре или упаковке иностранного поставщика, а в тех случаях, когда это оказывается невозможным, тара или упаковка должны храниться отдельно.

12.    Приемка товаров осуществляется в пределах сроков, установленных для составления рекламационных актов.

III. Порядок и сроки составления рекламационных актов

13.    В рекламационном акте указываются:

а) лица, участвующие в приемке и составлении акта, с указанием занимаемой должности;

б)    дата, время начала и окончания приемки, место составления акта; если приемка произведена с приостановлением, — время начала и окончания перерыва, причины, послужившие основанием для приостановления приемки, меры, принятые к обеспечению сохранности товаров во время перерыва в приемке;

в)    номера контракта, транса, места, партии; наименование, адрес и страна иностранного поставщика; наименование товара; дата получения товара получателем; номера коносамента, железнодорожной накладной, а также других документов, выданных соответствующими транспортными организациями в подтверждение принятия груза к перевозке;

г)    наименование получателя;

д)    количество товара по каждой позиции ассортимента, указанного в упаковочном листе, спецификации и других сопроводительных документах, а также в коносаменте, железнодорожной накладной (при ее отсутствии в дубликате) и в других документах, выданных соответствующими транспортными организациями в подтверждение принятия груза к перевозке, фактическое количество, установленное составителями акта; недостача товара по количеству против указанного в упомянутых документах;

е)    некомплектность, недостижение обусловленных контрактом гарантийных показателей работы комплектного оборудования (по производительности, качеству готового продукта, расходу сырья, материалов и т. п.), несоответствие качества и ассортимента товаров документам, представленным иностранным поставщиком, и/или условиям контракта;

ж)    состояние тары и упаковки; если состояние тары и упаковки могло повлиять на сохранность товара, дается подробное описание тары, наружной и внутренней упаковки;

з)    маркировка на таре и, если это возможно, на товаре;

и)    заключительная часть акта с соблюдением положений пункта 14 настоящей Инструкции.

Рекламационный акт составляется без помарок и подчисток. Внесенные в акт исправления должны быть специально оговорены и подтверждены подписями лиц, составивших акт.

Рекламационный акт печатается на пишущей машинке и скрепляется печатью (или штампом) организации, его составившей, а в том случае, когда рекламационный акт составляется получателем с участием компетентного представителя незаинтересованной организации, акт скрепляется печатью получателя.

Рекламационные акты составляются отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.

14. В заключительной части рекламационного акта должны быть указаны:

а)    при недостаче товара, нарушении ассортимента, некомплектности — данные о фактической недостаче, нарушении ассортимента или некомплектности в единицах измерения, указанных в транспортных документах или упаковочном листе, спецификации или другом сопроводительном документе;

б)    при несоответствии товара установленным требованиям по качеству — дефект и его характер, фактическое количество товара, не соответствующего условиям договора и/или контракта, а также снижение уровня качества товара в процентах (процент рекомендуется определять в соответствии с методикой Торгово-промышленной палаты СССР), за исключением случаев, когда по сообщению внешнеэкономической организации указание таких процентов не является необходимым, или если установление уровня снижения качества в зависимости от дефектов не предусмотрено действующими в СССР нормативными документами;

в)    причины, вызвавшие недостачу товара и/или его дефект (производственные дефекты, повреждение в пути, ненадлежащее хранение и т. д.).

Указание цены и стоимости импортного товара, а также каких-либо требований в денежном выражении не допускается.

15.    К рекламационному акту должны прилагаться подлинные транспортные документы, коммерческие акты, акты о вскрытии контейнеров (а в случае предъявления претензии органам транспорта — копии), расчеты и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, в частности фотографии и эскизы товара, опечатанные образцы вместе с актом об изъятии образцов, анализы нейтральной лаборатории, материалы о результатах осмотра и испытания товаров, предусмотренные договором, а также документ, удостоверяющий право компетентного представителя незаинтересованной организации на участие в приемке импортных товаров.

16.    Рекламационный акт и другие документы, необходимые для обоснования претензии, получатель составляет в 10-дневный срок со дня прибытия к нему товаров. В отношении товаров, на которые иностранным поставщиком предоставлены гарантии, при обнаружении дефектов в период действия гарантии указанные документы составляются в течение 5 дней со дня обнаружения дефектов, а на суда, судовое оборудование и запасные части к ним — не позднее чем в 10-дневный срок со дня прибытия судна в советский порт.

IV. Порядок и сроки направления рекламационных актов

17.    Рекламационные акты и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, должны быть направлены получателем,

осуществляющим приемку импортных товаров, стороне по договору сразу же после их оформления с таким расчетом, чтобы заказчику импортных товаров указанные материалы были направлены не позднее чем за 40 дней, а заказчиком — внешнеэкономической организации не позднее чем за 20 дней до истечения срока на предъявление претензии, установленного контрактом с иностранным поставщиком.

18.    Рекламационные акты и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, направляются заказным письмом получателем заказчику в четырех экземплярах, а заказчиком — внешнеэкономической организации в трех экземплярах. В письме должно быть четко сформулировано требование (догрузить, устранить дефекты и т. д.), указан номер выписанного за границей транспортного документа, по которому перевозился товар, а также, если возможно, номер и дата платежного требования, предъявленного заказчику внешнеэкономической организацией.

Эти требования являются обязательными и для случаев, когда по согласованию между внешнеэкономической организацией и заказчиком рекламационный акт и другие документы, подтверждающие обоснованность претензии, направляются внешнеэкономической организации получателем от имени заказчика. При этом упомянутые материалы направляются в трех экземплярах внешнеэкономической организации и в копии заказчику не позднее чем за 20 дней до истечения срока на предъявление претензии, установленного контрактом с иностранным поставщиком. Если для обоснования претензии к иностранному поставщику выявится необходимость внесения уточнений в представленные заказчиком документы и/или представления им дополнительных материалов, то заказчик должен обеспечить это в минимально короткий срок.

19.    В случае, когда из имеющихся документов не ясно, кто должен нести ответственность за недостачу товаров, за несоответствие товаров требованиям к качеству, установленным договором и/или контрактом, или некомплектность (иностранный поставщик или перевозчик), или возможна смешанная ответственность и заявляется претензия перевозчику, заказчик обязан сообщить внешнеэкономической организации о заявлении претензии к перевозчику. Если в соответствии с пунктом 18 настоящей Инструкции указанные в нем документы направляются получателем непосредственно внешнеэкономической организации, то получатель сообщает ей о заявлении претензии к перевозчику. В письме указываются страна, фирма-отправитель, номер контракта, если он указан в транспортном документе или в маркировке товара, номер платежного требования, если оно получено, дата отправления товара инопоставщиком и дата его поступления к получателю.

В случае отклонения претензии перевозчиком полностью или частично или отклонения судом заявленного иска, и если из ответа перевозчика или вступившего в силу решения суда вытекает, что ответственность по данной претензии должен нести иностранный поставщик, заказчик (а в случаях, предусмотренных пунктом 18 настоящей Инструкции, — получатель) в дополнение к сообщению, сделанному внешнеэкономической организации в порядке настоящего пункта, должен направить внешнеэкономической организации подлинные документы, указанные в пункте 15 настоящей Инструкции, с приложением к ним также ответа перевозчика или решения суда в 15-дневный срок после их получения от перевозчика или суда.

20. Внешнеэкономическая организация в 20-дневный срок со дня получения от заказчика (получателя) документов обязана рассмотреть их и сообщить заказчику (получателю) о предъявлении претензии иностранному поставщику или о причинах, по которым претензия не предъявлена.

О порядке приемки продукции и товаров, поступающих из государств, входивших ранее в СССР. Выдержка из письма ВАС РФ от 19 сентября 1993 г. № С-13/ОП-19ВЯ-21

“Об отдельных разъяснениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по практике применения законодательства при разрешении споров”

Вопрос: Если в договоре не оговорена процедура приемки продукции, должен ли Покупатель соблюдать положения инструкций П-6 и П-7 для того, чтобы иметь право предъявлять претензии к Поставщику по поводу некачественной поставки. Разные источники дают прямо противоположные ответы, а что говорит по этому поводу арбитражная практика?

В связи с образованием суверенных государств на базе бывших союзных республик СССР в арбитражной практике возник вопрос о том, каким нормативным актом должны руководствоваться получатели при приемке продукции (товаров), поступающей из стран СНГ, и правомерно ли применение Инструкции о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, утвержденной Госарбитражем СССР 15.10.90, при приемке продукции (товаров), поступающей из бывших союзных республик, не являющихся членами СНГ. При решении этого вопроса необходимо исходить из следующего. Порядок и сроки приемки продукции (товаров), поступающей из государств, входивших ранее в СССР, должны быть оговорены в заключаемых сторонами договорах. Если в договоре указанные вопросы не отражены, то приемка продукции (товаров), поступающей от предприятий стран СНГ, может осуществляться на основании инструкций о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству (№ П-6 и П-7) в том случае, если законодательством соответствующего государства не исключается применение этих инструкций. При приемке продукции (товаров), поступающих из бывших союзных республик, не являющихся членами СНГ, Инструкция о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству может применяться в том случае, если стороны в договоре выразили свое согласие на ее применение. Несмотря на то что данное разъяснение было дано ВАС РФ до принятия ныне действующего ГК РФ, особо отмечается тот факт, что Инструкция может применяться в том случае, если стороны в договоре выразили свое согласие на ее применение. При этом следует особо обратить внимание на ст. 474 ГК РФ и п.1 вышеназванных инструкций.

О мерах по обеспечению наличия на ввозимы на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037

В целях усиления контроля за обеспечением качества и безопасностью использования на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что с 1 июля 1998 г. запрещается продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке.

Наличие информации о таких товарах на русском языке обеспечивается организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими их импорт в Российскую Федерацию.

Информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке: наименование товара;

наименование страны, фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита);

назначение (область использования), основные свойства и характеристики;

правила и условия эффективного и безопасного использования;

иные сведения о товарах в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи.

Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической (эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

2.    Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации по согласованию с Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации до 1 января 1998 г. разработать и утвердить государственный стандарт, устанавливающий общие требования к информации о непродовольственных товарах, реализуемых на территории Российской Федерации.

Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1997 г. № 439 принят и введен в действие с 1 июля 1998 г. ГОСТ Р 51121-97 “Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования”.

3.    Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации до 1 октября 1997 г. довести до российских и иностранных участников внешнеторговой деятельности, осуществляющих импорт непродовольственных товаров в Российскую Федерацию, сведения о мерах, предусмотренных настоящим постановлением.

4.    Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации обеспечить контроль за наличием информации на русском языке об импортных непродовольственных товарах, реализуемых на территории Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин