Изделия, полученные художественной обработкой дерева

Категория: Разные непродовольственные товары

Наибольшее распространение получили такие промыслы, как художественная резьба по дереву, роспись, выжигание и инкрустация.

Традиционными центрами художественной резьбы по дереву являются подмосковное село Богородское, а также село-усадьба Абрамцево и деревня Кудрино. В настоящее время центр Абрамцево-Кудринского промысла находится в подмосковном г. Хотьково. Для резьбы используется древесина липы, осины, березы, капа и капо-корня (наростов на стволах и корнях березы, ольхи и липы). Изделия богородской резьбы представлены скульптурными изображениями зверей, птиц, персонажей народных сказок, басен.

Ассортимент изделий, украшенных абрамцево-кудринской резьбой, включает сухарницы, шкатулки, декоративные вазы и настенные блюда, настольные лоточки. Орнамент этой контурной резьбы преимущественно растительный.

Особое место среди художественных изделий из дерева занимает резьба по бересте (верхнему слою коры березы), широко распространенная в Вологодской, Нижегородской области, Якутии. Из бересты изготавливают различные шкатулки, солонки, сахарницы, конфетницы, подстаканники, декоративные блюда, тарелки. Традиционными резными узорами являются ажурный растительный орнамент, изображение животных и птиц.

В Кировской области активно развивается центр художественной обработки капа и капо-корня. Традиционными изделиями из капа и капо-корня являются шкатулки, папиросницы, сигаретницы, трубки, мундштуки. Они характеризуются гладкой, лакированной поверхностью от светло-золотистого до темно-коричневого цвета.

Народный художественный промысел аварского селения Унцукуль (Дагестан), носящий название — "унцукульская насечка", занимается художественной обработкой кизилового дерева. Ассортимент изделий включает трости, настольные шкатулки, стаканы для карандашей, декоративные вазы, ножи для разрезания бумаги, портсигары. Узоры насечки выполняются в виде узких полосок расплющенной мельхиоровой проволоки, вбитой в коричнево-красный фон деревянных изделий.

К художественным промыслам росписи по дереву относятся: хохломской, городецкий, полхов-майданский в Нижегородской области; загорская роспись с выжиганием в Московской области, роспись с выжиганием в Кировской и ряде других областей.

Роспись по дереву выполняется масляными, темперными, анилиновыми или гуашевыми красками. По технологии закрепления рисунка выделяют высокотемпературную и роспись без температурной обработки.

Народный промысел хохломская роспись назван по имени старинного торгового села Хохлома. Ассортимент его изделий очень широк и включает разнообразные чаши, блюда, солонки, сахарницы, ложки, черпаки, бокалы, стаканы, вазы, наборы для варенья, икры, вина. Роспись деревянных изделий выполняют кистью без применения трафарета или предварительного нанесения рисунка. Золотистый цвет в росписи получается без использования драгоценного металла, благодаря специальной технологии. Суть ее заключается в металлизации алюминием поверхности деревянных изделий, которая после покрытия расписанного изделия лаком и обжига приобретает золотистый цвет.

Применяются следующие виды росписи изделий: "под фон" или "под листок" и "верховой". В первом случае золотой орнамент выполняется на черном или цветном фоне. Рисунки "верховой" росписи наносят кистью на поверхность золотистого фона. Особым видом росписи является роспись "Кудрина", или "круглое письмо", орнамент которой имеет вид кругообразных, круглящихся, завивающихся, как кудри, форм, напоминающих цветы или плоды.

Традиции изготовления хохломских изделий в наши дни продолжают развивать центры этого искусства в Нижегородской области — фабрика "Хохломской художник", расположенная в селе Семино, а также производственно-художественное объединение "Хохломская роспись" в городе Семенове.

Семеновское производственное художественное объединение "Хохломская роспись" — крупнейшее предприятие по выпуску изделий с хохломской росписью. Для орнамента этого центра характерна тонкая штриховая проработка крупных декоративных цветов, украшающих всю поверхность изделия. Ассортимент объединения насчитывает более 200 наименований изделий. Это многопредметные наборы для ухи, десерта, резные ковши и братины (ковши для вина), расписная мебель, подсвечники, панно, вазы, бочонки и др.

Нижегородский старинный промысел, возникший в деревнях вблизи Городца, развивает традиции декорирования художественной росписью, скобчатой резьбой и инкрустацией из мореного дуба крестьянских прялок, лубяных лукошек, коробок для хранения пряжи, берестяных бураков (круглых коробок) и детских стульчиков. Городецкая роспись выполняется по технологии, не требующей обжига, и осуществляется по цветному фону — желтому, зеленому, голубому, синему, красному. Обязательной частью композиции Городецкой росписи являются живописные букеты цветов, напоминающих розы, ромашки, колокольчики, лошади с изогнутыми и подчеркнуто вытянутыми шеями, сказочные птицы. Современные работы отражают жизнь промысла, сюжеты литературных произведений. В настоящее время фабрика "Городецкая роспись" выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель.

Для изделий Полхов-Майдана и Крутца характерны растительные мотивы орнамента, пейзажи: домик на берегу реки, алое зарево над лесом. Роспись выполняется обычно по очерченному тушью контуру анилиновыми красками алого и синего цветов.

Одним из распространенных видов сувенирных изделий из дерева являются традиционные русские матрешки — полые, одинаковые по форме, но разные по размерам фигурки, изображающие женщину в национальном старорусском сарафане с подвязанным головным платком. Все фигурки, за исключением самой маленькой, разъемные. Изготовлением матрешек занимаются мастера Нижегородской, Московской, Кировской областей.

Матрешки в зависимости от района расположения промысла имеют свои стилистические особенности и цветовую гамму. Так, семеновским матрешкам свойственна праздничность наряда, создаваемого ярким и пышным узором цветочного букета. Характерная деталь росписи — букетик цветов в руках у матрешки. Еще наряднее и сочнее по цвету матрешки Полхов-Майдана, а загорским матрешкам присуща скромность и строгость "одежды". Полхов-майданская матрешка не имеет вкладышей, как семеновская. Лицо полхов-майданской матрешки расписывают только одной черной краской.