Качество изделий

Категория: Производство

В товароведении уделяется большое внимание проблемам качества товаров. Качество — совокупность свойств продукции, удовлетворяющих определенные общественные и личные потребности в соответствии с назначением. При этом качество — философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно тем, а не иным.

Качество — объективная и общая характеристика объектов, совокупности их свойств и мера полезности, способная удовлетворять общественные и личные потребности. Опыт изучения свойств товаров оказался полезным для разработки современных методов оценки качества изделий при проектировании, патентовании, утверждении к выпуску новых образцов и т.д. Системы комплексной оценки качества промышленных изделий при всех их различиях непременно включают эстетический показатель. Эстетическая оценка, с одной стороны, — это способность изделия непосредственно удовлетворять эстетические потребности людей, а с другой — своеобразная интегральная оценка его качества.

В настоящее время эстетическая сущность дизайна все чаще связывается со способностью выразить в форме вещи ее смысл и характер, роль и ценность. При этом эстетическое воздействие понимается как восприятие совершенства и целесообразности данной вещи. Удовлетворяя определенные материальные потребности, предмет выступает как явление материальной культуры. Будучи же материальной ценностью, он в то же время представляет собой и духовную, и эстетическую ценность. Эстетическая ценность предмета не существует независимо от человеческой деятельности как некая внепространственная и вневременная сущность, а определяется функцией самого предмета в системе общественных отношений.

Анализируя форму изделия, покупатель сначала оценивает качество его изготовления и прогрессивность технологии. Эти показатели характеризуют свойства изделия как физического тела.

Ко второй группе относят те характеристики формы, которые не имеют жесткой и однозначной связи с качеством вещи, чтобы их можно было зафиксировать в предписаниях и методиках. Речь идет о таких вещественно-морфологических характеристиках изделия, которые не могут быть оценены с помощью понятия «высокое или низкое качество». Однако в процессе использования вещей эти нейтральные характеристики связываются в сознании человека с их полезностью и свидетельствуют об общественной ценности продукции.

Третью группу образуют характеристики, отражающие соответствие изделия определенному стилю и моде. Способность изделия обеспечить единство стиля в сочетании с другими вещами является одним из необходимых эстетических требований к нему. Эксперт, осуществляющий эстетическую оценку изделия, должен учитывать тенденции современного стиля и динамику моды.

К четвертой группе относят характеристики формы изделия с точки зрения ее целостности. Они не являются ни товарными, ни вещественно-морфологическими, а характеризуют подчиненность различных элементов единой композиционной идее. Поэтому они не являются специфическими для того или иного вида изделий и могут быть обнаружены в форме каждой вещи. Эти показатели называются композиционными.

Полная и точная оценка качества изделия включает в себя обязательную проверку соответствия степени совершенства формы ценности изделия. Объектом эстетической оценки служит эстетическое содержание вещи, отражающее соответствие чувственно воспринимаемой художественной ценности изделия его техническому совершенству, целесообразности, полезности, удобству пользования.