Главная > Логистика

Классификация запасов

Запасы в том или ином виде существуют на всем пути движения товаров из сферы производства в сферу обращения. В процессе производства запасы снижают зависимость производителя сырья от поставщика продукции. Запасы полуфабрикатов, находящихся в процессе производства, снижают зависимость друг от друга отдельных цехов. Основными причинами создания материальных запасов могут являться: экономия на закупках, сокращение затрат на транспортировку, обеспечение гарантий снабжения и производства, защита от возможного повышения цен на материальные ресурсы, учет сезонных колебаний в производстве и потреблении товаров, поддержка производственного цикла и т.д. Поскольку предметом изучения логистики являются не сами материальные ресурсы, а их движение в пространстве и во времени, рассмотрим запасы как материальные потоки на определенном временном интервале в процессе приложения к ним различных логистических операций и дадим их классификацию (табл.).

По месту продукции в логистическом канале (цепи)

можно выделить следующие группы запасов: запасы материальных ресурсов; незавершенного производства; готовой продукции; тары и возвратных отходов.

Таблица

Классификация запасов

№ п/п

Признаки

Классификация

1

По месту продукции в логистическом канале (цепи)

•Запасы материальных ресурсов

• Запасы незавершенного производства

• Запасы готовой продукции

• Запасы тары и возвратных отходов

2

По отношению к логистическим операциям

• Запасы в снабжении

• Производственные запасы

• Сбытовые (товарные) запасы

• Совокупные запасы

• Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы)

• Запасы грузопереработки

3

По функциональному назначению

• Текущие запасы

• Страховые (гарантийные или буферные) запасы

• Подготовительные запасы

• Сезонные запасы

• Запасы продвижения готовой продукции . Спекулятивные запасы

• Устаревшие (неликвидные) запасы

4

По отношению к логистической системе или логистическим посредникам

• Запасы поставщиков

• Запасы потребителей

• Запасы торговых посредников

По отношению к логистическим операциям:

Запасы в снабжении- это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до товаропроизводителей, предназначенные для обеспечения производственного процесса.

Производственные запасы- это запасы сырья, материалов, комплектующих изделий, тары и т.п., на момент учета не поступившие в процесс производственного потребления и позволяющие обеспечить бесперебойность производственного процесса. Производственные запасы подразделяются на текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные, устаревшие (неликвидные). Производственные запасы учитываются в натуральных и стоимостных единицах измерения. На величину производственных запасов влияют: потребность предприятий-потребителей в материальных ресурсах, периодичность запуска материала в производство или непрерывность его расходования, складские характеристики, транспортировка, сезонность производства и потребления.

Сбытовые (товарные) запасы - это запасы готовой продукции, транспортные запасы, находящиеся на складах готовой продукции фирмы-производителя, предназначенные для удовлетворения спроса потребителей в процессе розничной или оптовой продажи. Сбытовые запасы подразделяются на текущие (регулярные), страховые (гарантийные), подготовительные, сезонные и устаревшие (неликвидные). Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных (стоимостных) и относительных показателях (в днях товарооборота) и могут учитываться как на начало, так и на конец периода.

Совокупные запасы - это сумма товарных, производственных транспортных запасов и запасов незавершенного производства.

Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы)-это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного звена логической системы (РКС) к другому. Размеры транспортных запасов определяются расстоянием, на которое перевозятся грузы, коэффициентом звенности товародвижения в процессе обращения, отраслевой и региональной специализацией, временем пребывания запасов в пути (время транспортировки, определяющееся с момента погрузки на транспорт до прибытия грузов к месту назначения), а также нормативами сроков доставки грузов (в днях).

Грузопереработка- это специфический складской запас, формирующийся без логистической операции хранения.

По функциональному назначению запасы подразделяют на следующие виды.

Текущие запасы - это основная часть производственных или товарных запасов, предназначенных для обеспечения непрерывности процесса производства или сбыта между двумя очередными поставками. Рассчитываются, как правило, из интервала поставки.

Страховые (гарантийные или буферные) запасы предназначены для сокращения финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на готовую продукцию, невыполнением договорных обязательств по поставкам материальных ресурсов, сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами, если потребность временно не может быть удовлетворена обычным путем. Страховой запас является величиной постоянной и в нормальных условиях -неприкосновенной. Нормы страхового запаса определяются на основе среднесуточного потребления каждого из вида материальных ресурсов или готовой продукции.

Подготовительный запас - часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки материальных ресурсов и готовой продукции к производственному или личному потреблению, которая образуется в процессе приемки, оформления товара, погрузочно-разгрузочных работ, дополнительной подготовки к потреблению (растаривании, чистке, сушке). Величина подготовительных запасов зависит от количества времени, необходимого на осуществление логистических операций по подготовке материальных ресурсов (готовой продукции) к потреблению, а также от объема их среднесуточного потребления.

Сезонные запасы - это запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства, транспортировки. Сезонные запасы обеспечивают нормальную работу предприятий на время сезонного перерыва в производстве, потреблении и транспортировке. Величина сезонного запаса определяется как произведение величины среднесуточного потребления данного вида материального ресурса или готовой продукции на время перерыва в поступлении или потреблении.

Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибьютивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок. Эти запасы, чаще всего товары широкого потребления, должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на готовую продукцию фирмы.

Спекулятивные запасы обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен.

Устаревшие (неликвидные) запасы -это не реализуемые в течение длительного периода времени товары. Могут возникать из-за ухудшения качества товара во время хранения, его морального устаревания, истечения гарантийного срока хранения и т.д.

По отношению к логистической системе или логистическим посредникам запасы можно классифицировать как находящиеся у поставщиков, потребителей или торговых посредников.

Основной проблемой логистического управления запасами является согласование (координация) зачастую противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы: маркетинга, производства и финансов по отношению к запасам.

Менеджмент маркетинга заинтересован в как можно более высоком уровне удовлетворения потребностей за счет эффективно пополняемых запасов, способных быстро и комплексно реагировать на изменения спроса.

С позиций производственного менеджмента запасы должны, прежде всего, обеспечивать непрерывность производственно-технологического цикла, предотвращать сбои из-за отсутствия необходимых материальных ресурсов и незавершенного производства и в то же время минимизировать затраты, связанные со снабжением.

Финансовый менеджмент заинтересован в как можно меньшем уровне запасов в логистической сети фирмы с точки зрения оборотного капитала, ускорения оборачиваемости запасов, уменьшения общих издержек, связанных с управлением запасами, и повышения отдачи на вложенные в запасы инвестиции.

В связи с разным целевым назначением и подходом к запасам указанных сфер управления между ними могут возникать конфликты, сглаживание которых является одной из ключевых задач логистического управления.

Эта задача решается на основе критерия минимальных общих затрат, связанных с формированием и управлением различными видами запасов в логистической системе.

Понятие запаса неразрывно связано с понятием дефицита. В ходе производственного процесса по различным причинам может возникать дефицит материальных ресурсов. Различают следующие виды дефицита:

1)   естественный (отсутствие ресурсов);

2)   технологический (несоответствие предпринимаемых действий технологическому процессу);

3)   искусственный (возникающий искусственным путем). При появлении возможности образования дефицита необходимо делать запасы, способные поддержать необходимый уровень производства независимо от сложившихся обстоятельств.

Простые запасы — различные виды материальных ресурсов, предназначенных для производственного потребления.

Основными причинами образования простых запасов являются:

1)   несоответствие объемов поставки объему разового потребления;

2)   разрыв во времени между моментами поступления материалов и его потреблением;

3)   климатические условия местности;

4)   снижение транспортных расходов. Производственный запас включает:

1)   текущий запас (необходимый для производства между двумя очередными поставками);

2)   подготовительный запас (служит для обеспечения бесперебойной работы предприятия);

3)   страховой, или гарантийный, запас (необходим на случай перебоев в процессе снабжения);

4)   товарные запасы (запасы готовой продукции и запасы в каналах сферы обращения).

Каждый из видов запаса может быть измерен:

1)   в натуральном выражении (в штуках, м ) для определения степени обеспеченности запасами конкретного вида продукции;

2)   в стоимостном выражении (надо знать, сколько ресурсов и по какой цене необходимо для общей величины запаса и сравнения с реализацией продукции, издержками и другими показателями);

3)   в днях обеспеченности (необходимый объем запасов в натуральном выражении разделить на среднесуточный расход).

Запасы являются одним из основных факторов, влияющих на логистические издержки и уровень логистического обслуживания в целом. Существует три основных вида товарно-материальных запасов:

1)   сырьевые материалы;

2)   товары, находящиеся на стадии изготовления;

3)   готовая продукция.

В зависимости от целевого назначения различают:

1)   технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной отрасли логистической системы в другую;

2)   текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;

3)   производственные запасы, предназначенные для производственного потребления, поступившие на производство, но еще не использованные и не переработанные;

4)   гарантийные (страховые), имеющие постоянное значение запасы, или «запасы для компенсации случайных колебаний спроса»;

5)   товарные запасы, находящиеся в каналах распределения предназначенные для бесперебойного обеспечения потребителей;

6)   «виртуальные» запасы, товарные запасы, виртуально находящиеся в точках сбыта (магазинах), фактически находящиеся на основном складе;

7)   подготовительные («буферные») запасы, требующие дополнительной подготовки перед перевозкой и использованием в производстве;

8)   сезонные запасы, образующиеся при сезонном характере производства;

9)   переходящие запасы, возникшие остатки на конец отчетного периода;

10) рекламные запасы, предназначенные для удовлетворения спроса потребителей в сезон высоких продаж и во время проведения рекламных акций;

11) неликвидные запасы, длительно не используемые производственные и товарные запасы либо запасы, возникшие вследствие возникновения брака или повреждений во время перевозки.

Понятие и функции запасов >>>

Рейтинг:
  • Итоги рейтинга 2.50/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.5/5 (6 голосов)

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить