Конкурентоспособность: понятие, факторы

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

Конкурентоспособность товара является решающим фактором его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, срок поставки, каналы сбыта, сервис, реклама), по уровню затрат потребителя за время его эксплуатации.

Конкурентоспособность - комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество этого товара над другими в условиях широкого предложения товаров аналогов._

Конкурентоспособность товара является относительным понятием, ее можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Конкурентоспособность четко привязана к рынку и времени продажи (особенно для товаров сезонного спроса).

Конкурентоспособность имеет индивидуальный оттенок, так как у каждого покупателя существует свой критерий оценки степени удовлетворения потребностей.

Конкурентоспособность определяется свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя и гарантируют удовлетворение его потребностей.

Факторы конкурентоспособности:

— качество товара и его соответствие спросу (Качество - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением);

— экологическая чистота;

— себестоимость и цена, в том числе цена потребления;

— дизайн;

— формы продвижения товара;

— формы обслуживания потребителей.

Важным фактором конкурентоспособности выступает цена потребления товара, которая складывается из расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением товара. Цена потребления может быть значительно выше продажной цены (продажная цена транспортных средств составляет не более 20% общих эксплуатационных расходов, бытовых холодильников - примерно 10%). Поэтому наиболее конкурентоспособным будет товар, у которого минимальная цена потребления за весь срок службы его у потребителя.