Контроль расходов на содержание запасов

Категория: Логистика

Вместо управления отдельными службами современные рекомендации предлагают управлять сквозным бизнес-процессом, а управление суммарными издержками компании считается более эффективным, чем сокращение расходов по подразделениям.

Управление общими расходами предприятия не может быть должным образом организовано без координации действий всех подразделений.

Чтобы эффективно управлять затратами, нужно точно знать, на что и сколько предприятие тратит, а для этого вести статистику расходов по каждому их виду.

Важно сосредоточить свои усилия на оптимизации процессов и устранении потерь везде, где это возможно.

При сокращении затрат предприятия часто совершают следующие ошибки:

- внимание к очевидным затратам и потеря из виду существенных затрат, скрытых в статье «прочие расходы»;

- экономия на подборе и профессиональной подготовке персонала, что подрывает престиж фирмы и приводит к потере клиентов;

-ухудшение отношений с партнерами и сотрудниками из-за «выжимания соков»;

- чрезмерное снижение затрат на важных участках (урезая затраты на оплату труда, компания может потерять «ключевых» сотрудников).

- непонимание механизма взаимозависимости затрат компании (иногда общего снижения затрат можно добиться, увеличив их на какой-то отдельный вид деятельности).

Взаимосвязь между расходами часто не прослеживается из-за особенностей организационных структур предприятий и распыления ответственности за контроль затрат.

Менеджер склада сокращает складские расходы и издержки на содержание товарных запасов; менеджер экспедиторского отдела минимизирует транспортные издержки; менеджер по закупкам озабочен затратами на заказы; менеджер по продажам готов по любой цене достать товар, которого не оказалось в наличии для выполнения заказа постоянного клиента.

Расходы снижаются в одной области, но увеличиваются в другой. Конфликты интересов могут повлечь за собой выяснение отношений между работниками подразделений и в целом привести к увеличению общих расходов. Поэтому часто требуется вмешательство высшего руководства, чтобы скоординировать расходы и меры по их экономии. Вот почему за внедрение рацпредложений, положительно сказывающихся на всем предприятии, должны награждаться все сотрудники, освоившие новые методы, а не только авторы предложений.

Значительная часть оборотных средств предприятий, включенных в системы продвижения товаров, вложена в запасы товаров. Расчетные объемы таких средств равны произведению стоимости необходимого среднегодового объема запасов и планируемого процента дохода от инвестиций. Процент ожидаемого дохода обычно принимают в размере 20-25% до отчисления налогов - такой размер дохода предприятие могло бы наверняка получить, вложив средства в другие операции.

Указанные инвестиции - основная часть затрат на содержание товарных запасов. Помимо них необходимо учитывать расходы на заказ новых партий товаров, хранение товара (включая все складские затраты), заработную плату, потери запасов вследствие нанесенного урона (кражи, порча) и их морального износа из-за появления на рынке новых товаров.

В конце отчетного месяца расходы по завозу на остаток нереализованных товаров исчисляются исходя из среднего процента этих затрат за данный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Задача логистики - найти оптимальное соотношение между всеми видами затрат, чтобы общие издержки, связанные с наличием запасов, были минимальными.