Методы товароведения

Категория: Основы товароведения

Методы товароведения — это способы познания товара, его исследования или приемы и действия, обеспечивающие достижение поставленной цели. _

В товароведении применяются две группы методов:

1) методы научного познания;

2) методы практической товароведческой деятельности. Методы научного познания направлены на исследование товара, его

характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические (экспериментальные) и аналитические методы.

К эмпирическим относят методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Они подразделяются на измерительные (определение показателей качества с использованием технических средств: физические, физико-химические, химические, биологические) и органолептические (определение показателей качества с помощью органов чувств).

Аналитические методы базируются на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. К ним относятся методы управления (анализ, диагностика, прогнозирование, программирование и планирование) и систематизации (идентификация, классификация, обобщение, кодирование).

Методы управления научным познанием

Анализ базируется на изучении экспериментальных данных. Диагностика — распознавание признаков недоброкачественности товаров, ассортиментной принадлежности и др.

Прогнозирование — возможные изменения ассортимента и др.

Программирование — определение последовательности действий специалистов по рациональному товародвижению и др.

Планирование — разработка мероприятий по дальнейшему улучшению свойств товаров, ассортиментной политики и др.

Методы систематизации

Систематизация — упорядочение однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам, путем расположения их в определенном порядке.

Идентификация — установление соответствия характеристик товаров требованиям, предъявляемым к ассортиментной группе.

Обобщение (группировка) — выделение ассортиментных групп по общепринятым признакам.

Классификация — разделение множества объектов товаров на подмножества по сходству и различию в соответствии с принятыми методами.

Кодирование - образование и присвоение товару или классификационной группировке соответствующего кода.

Ко второй группе методов товароведения — методам практической товароведческой деятельности относятся методы экспертизы товаров, рекомендуемые нормативно-технической документацией для оценки качества, и технологические методы (упаковывание, маркирование, хранение), рассматриваемые в частных разделах товароведения.

В товароведении потребительских товаров выделяют следующие разделы:

1) общая часть (теоретические основы);

2) частное товароведение (обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров).

Метод - способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.

В товароведении применяются две группы методов: методы научного познания и методы практической товароведной деятельности.

Методы научного познания направлены на исследование товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические (основанные на опыте и наблюдениях), аналитические (основанные на мысленном или фактическом разложении целого на составные части) и оценка качества.

Эмпирические или экспериментальные в зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных наук подразделяются на измерительные (физические, химические, физико-химические и биологические) и органолептические (визуальный, обонятельный, осязательный, вкусовой, аудиометод).

Аналитические методы подразделяются на методы управления научным познанием (методы анализа, диагностики, прогнозирования, программирования, планирования).

Методы систематизации (упорядочивания однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке) подразделяются на методы идентификации (метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим), группировка (обобщение объектов по общим признакам), классификации (подразделение множества товаров на подмножества по определенным признакам) и кодирование (образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации).

Иерархический метод классификации - последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. В основу деления множества на подмножества по основополагающему признаку положена ступень классификации (этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок).

Фасетный метод классификации - параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки. Особенностью данного метода является то, что разные признаки не связаны между собой и не подчиняются друг другу.

Система классификации - это совокупность методов и правил классификации, ее результатов.

Правила классификации объектов (предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества) при иерархическом методе:

1. Деление множества следует начинать с наиболее общих признаков.

2. На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа.

3. Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большего к меньшему, от общего к частному.

4. Необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубины.

Кодирование товаров - образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекту классификации.

Код — знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования (установления определенного порядка перечисления объектов по степени значимости) и присвоение условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других. Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил кодирования:

— код должен иметь определенную структуру построения;

— код может быть выражен с помощью различных заранее обусловленных знаков;

— код должен способствовать упорядочению объекта. Структура кода — условное обозначение состава и последовательность расположения знаков в нем. Состоит из следующих элементов:

• алфавита (система знаков, принятых для образования кода. Различают: цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой);

• разряда кода (позиция знака в коде);

• основания (число знаков в алфавите кода);

• длины кода (число знаков в коде без учета пробелов).

Кодирование товаров осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования:

• порядковый (образование и присвоение кода из чисел натурального ряда);

• серийно-порядковый (образование и присвоение кода из чисел натурального ряда, закрепления отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками);

• последовательный (образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных группировок, полученных при иерархическом методе классификации);

• параллельный (образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации с использованием кода независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации). Совокупность правил и методов кодирования классификационных группировок и объектов классификации заданного множества называется системой кодирования.

• Общероссийский классификатор (OK) (государственный классификатор, утвержденный Госстандартом РФ для применения в АСУ);

• Отраслевой классификатор (классификатор, введенный в установленном порядке для применения в АСУ отрасли);

• Классификатор предприятия (классификатор, введенный в установленном порядке для применения в АСУ предприятия). Наиболее широкое распространены общероссийские классификаторы:

• ОКОНХ - ОК отраслей народного хозяйства:

• ОКПО - ОК предприятий и организаций;

• ОКП - ОК промышленной и сельскохозяйственной продукции);

• ОКСТУ — ОК стандартов и технических условий;

• ОКУН — ОК услуг населению.

Классификация и кодирование товаров (продукции) осуществляется с помощью ОКП, который состоит из 2 частей:

• классификационной (К-ОКП — это свод кодов и наименований классификационных группировок, систематизирующих продукцию по определенным общим признакам, в основном потребительского характера);

• ассортиментной (А-ОКП - это свод кодов и наименований, относящийся к определенной группировке, и позволяющих идентифицировать продукцию, ее типы, марки и другие элементы ассортимента) К-ОКП состоит из 5 ступеней классификации: класс, подкласс, группа, подгруппа, вид. Например, класс является первой ступенью иерархического деления в ОКП и кодируется двухразрядными кодами от 01 до 99, так код 81-90 присвоен продукции легкой промышленности, 91-92 - продукции пищевой промышленности (молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные продукты), 97-98 - продукции растениеводства и животноводства. Вторая ступень классификации — подкласс, конкретизирует содержание класса.

В А-ОКП применяются все последующие 5,6,7 разряды кодов. Для поиска классификационных группировок ОКП по наименованию разработан и издан «Алфавитно-предметный указатель к высшим классификационным группировкам общегосударственного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции» — ВКГ ОКП, который представляет собой перечень наименований продукции, расположенный в алфавитном порядке с кодовым обозначением соответствующих классификационных группировок. Ассортиментная часть ОКП включает наименования продукции конкретных марок, типоразмеров, сортаментов, артикулов, моделей, что позволяет идентифицировать их по коду.

Каждая позиция А-ОКП содержит десятиразрядный код изделий, двухразрядное контрольное число (КЧ), наименование изделия по нормативному документу ГОСТ, ОСТ, ТУ).