Мировой фрахтовый рынок

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

В зависимости от перевозимых грузов мировой фрахтовый рынок, или рынок морских перевозок, делится на нефтеналивной, сухогрузный и линейный фрахтовые рынки.

 

Данные о состоянии и перспективах движения цен нa морскую перевозку нефти публикуют практически все крупные журналы, освещающие проблемы мировой торговли нефтью.

Сухогрузный фрахтовый рынок — это рынок тоннажа для перевозки массовых сухих грузов, и в первую очередь железной руды, коксующихся и энергетических углей, зерновых, бокситов, глинозема и фосфатов, на которые приходится  более 60% международных перевозок сухих грузов.

На этом рынке отмечается рост «прочих» сухих грузов, к которым относят лесные грузы; сельскохозяйственную продукцию (рис, соевая мука, масло, семена, сахар, тапиока), удобрения и сырье для се получения, исключая фосфаты; руды и минералы (главным образом никелевая, хромовая и марганцевая, поваренная соль, гипс); металлургическое сырье и полуфабрикаты, а также некоторые готовые изделия, в первую очередь цемент и кокс. Большинство перечисленных товаров имеют схожие транспортные признаки, в большей степени взаимозаменяемы относительно требовании, предъявляемых к тоннажу, и образуют основу, на которой формируется рынок услуг сухогрузного флота.

Линейное судоходство — это форма транспортного обслуживания международной торговли главным образом готовыми изделиями и полуфабрикатами на направлениях перевозок с устойчивыми грузопотоками, предусматривающая организацию движения закрепленных за линией судов по расписанию с оплатой но заранее объявленному тарифу.

Международное линейное судоходство находится под контролем линейных конференций, представляющих собой объединение судовладельцев, монополизировавших перевозки грузов на конкретных направлениях. В линии, обслуживающие заграничные перевозки, подразделяются на односторонние, совместные и конференциальные.

В торговом мореплавании применяются следующие виды фрахтования судов:

— фрахтование на условиях рейсового чартера (Voyage charter). Подразделяется на (1) фрахтование на один рейс (single voyage), т.е. соглашение, по которому судовладелец за определенную плату (фрахт) обязуется перевезти обусловленный груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения.

2. Фрахтование на последовательные рейсы (consecutive voyages), или разновидность фрахтования на условиях рейсового чартера, применяется при перевозках больших количеств однородного груза в одном и том же направлении одним и тем же судном.

 3. Фрахтование по генеральному контракту (general contract), т. е. соглашение, по которому судовладелец обязуется в течение определенного периода времени перевезти обусловленное количество груза;

— фрахтование на условиях тайм-чартер (time-charter), которое в зависимости от способа определения продолжительности аренды судна делится на обычный тайм-чартер и круговые рейсы;

— фрахтование на условиях бербоут-чартер или димайз-чартер, т. е. аренда судна без экипажа (bareboat charter or demise charter).

Тарифы на линейные перевозки публикуются в периодической специализированной печати, там же появляются сообщения о предполагаемых повышениях или понижениях уровня тарифов линейных конференций.

В случае если в специальной литературе отсутствуют данные по ценам перевозки отдельных грузов, динамику движения фрахтовых ставок можно проследить по фрахтовым индексам на нефтеналивной, сухогрузный и линейный тоннаж, публикуемым различными морскими организациями.

Организациям, осуществляющим внешнеторговую деятельность, целесообразно иметь специальное досье с наиболее представительными индексами за ряд лет для характеристики уровня цен морской перевозки не только на данный момент, но и динамики их изменений за определенный период. При этом необходимо иметь в виду, что фрахтовые индексы дают усредненную картину рынка, как говорят специалисты по морскому транспорту, «идею рынка», тогда как по отдельным, специфическим товарам и на отдельных направлениях динамика движения ставок может быть иной. Например, при общей понижательной тенденции фрахтовых индексов цены морской перевозки, т. е. фрахтовые ставки на транспортировку, предположим, сахара или пиломатериалов, могут повышаться. Кроме того, имеются специализированные фрахтовые рынки, развивающиеся по своим специфическим законам. Это рынок рефрижераторного тоннажа, зависящий от фактора сезонности, довольно ограниченный рынок перевозок сжиженного газа и т. п.