Обязанности продавца и покупателя

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

А. Обязанности продавца

Б. Обязанности покупателя

1

2

А. 1. Предоставление товара в соответствии с договором Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение, а также любые другие доказательства соответствия, которые могут потребоваться по условиям договора купли-продажи

Б.1. Уплата цены Покупатель обязан уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену товара

А.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности

Продавец обязан по просьбе покупателя, за его счет и на его риск оказать последнему, если это потребуется, полное содействие в получении любой экспортной лицензии или другого официального документа, необходимого для экспорта товара

Б.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности

Покупатель обязан за свой счет и на свой риск получить любую импортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности для импорта товара, а также для его транзитной перевозки через третьи страны.

А.З. Договоры перевозки и страхования

а)    Договор перевозки

Нет обязательств. Однако либо по просьбе покупателя, либо на основании коммерческой практики, в случае, если покупатель заблаговременно не дал других указаний, продавец вправе заключить договор перевозки на обычных условиях за счет и на риск покупателя. Продавец может также отказаться от заключения такого договора. В таком случае он должен немедленно известить об этом покупателя.

б)    Договор страхования

Нет обязательств

Б.З. Договоры перевозки и страхования

а)    Договор перевозки Покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки товара от названного места, за исключением случая, когда договор перевозки заключен продавцом согласно статье А. За.

б)    Договор страхования

Нет обязательств.

А.4. Поставка

Продавец обязан предоставить товар перевозчику или другому лицу указанному покупателем или, избранному продавцом в соответствии со статьей А.За, в названном месте в установленную дату или в оговоренный срок.

Поставка считается выполненной:

а)    если названное место поставки находится в помещении продавца: когда товар загружен в транспортное средство перевозчика, указанного покупателем или другим лицом, действующим от его имени;

б)    если названное место находится за пределами помещения продавца: когда неотгруженный с транспортного средства продавца товар представлен в распоряжение перевозчика или другого лица, указанного покупателем или избранного продавцом согласно статье А.За. Если стороны не договорились о каком-либо конкретном пункте в названном месте поставки и если таких пунктов несколько, то продавец может выбрать наиболее подходящий для него пункт.

Если у продавца нет точных инструкций от покупателя, он может поставить товар для дальнейшей транспортировки таким способом, какой предполагает данный вид транспорта и/или количество и/или характер товара.

Б.4. Принятие поставки Покупатель обязан принять поставку товара, когда она осуществлена в соответствии со статьей А.4.

А. 5. Переход рисков Продавец обязан с учетом оговорок статьи Б.5. нести все риски потери или повреждения товара до момента его поставки в соответствии со статьей А.4.

Б.5. Переход рисков Покупатель обязан нести все риски потери или повреждения товара с момента, когда товар поставлен ему в соответствии со статьей А.4., и с согласованной даты или с момента истечения согласованного срока для поставки, которые возникают либо при невыполнении им обязанности указать перевозчика или другое лицо в соответствии со статьей А.4., либо потому, что указанный им перевозчик или другое лицо не мог принять товар в свое распоряжение в согласованный срок или он сам не мог дать извещения в соответствии со статьей Б.7. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, т. е. определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора.

А.6. Распределение расходов Продавец обязан с учетом оговорок статьи Б.6.:

—    нести все расходы, связанные с товаром до момента его поставки в соответствии с пунктом А.4.;

—    оплатить, если это потребуется, все пошлины, налоги и другие сборы, а также расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащих оплате при экспорте.

Б.б. Распределение расходов Покупатель обязан:

—    нести все расходы, связанные с товаром, с момента поставки товара в соответствии со статьей А.4.;

—    нести все дополнительные расходы либо при невыполнении им обязанности указать перевозчика или другое лицо в соответствии

со статьей А.4., либо потому, что указанный им перевозчик или другое лицо не мог принять товар в свое распоряжение в согласованный срок или он сам не мог дать извещения в соответствии со статьей Б.7. Условием, однако, является надлежащее соответствие товара договору. Это значит, что товар должен быть надлежащим образом идентифицирован, т. е. определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, являющийся предметом данного договора;

—    оплатить, если это требуется, все пошлины, налоги и другие сборы, а также расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащих оплате при импорте товара, и в случае необходимости для его транзитной перевозки через третьи страны.

А.7. Извещение покупателю Продавец обязан известить покупателя достаточным образом о поставке товара в соответствии со статьей А.4. В случае, если перевозчик не может принять товар в согласованный срок в соответствии со статьей А.4, продавец обязан соответственно известить об этом покупателя.

Б.7. Извещение продавцу Покупатель обязан известить продавца достаточным образом о названии перевозчика или другого лица, определенного в статье А.4., и, где необходимо, указать способ транспортировки, а также дату или срок поставки ему товара, и, в случае необходимости, пункт в месте, где товар должен быть передан перевозчику или другому лицу.

А.8. Доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения

Продавец обязан предоставить покупателю за свой счет в качестве доказательства поставки товара обычные транспортные документы в соответствии со статьей А.4.

В случае, если такое упомянутое выше доказательство не является транспортным документом, продавец обязан оказать покупателю по его просьбе, за его счет и на его риск всевозможное содействие в получении транспортного документа (например, оборотного коносамента, необоротной морской накладной, доказательства о перевозке внутренним водным транспортом, воздушной накладной, накладной железнодорожного или автотранспортного сообщения или накладной смешанной перевозки). В случае, если продавец и покупатель договорились об использовании средств электронной связи, упомянутые выше документы могут быть заменены эквивалентными электронными сообщениями (EDI).

Б.8. Доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения

Покупатель обязан принять доказательства поставки в соответствии со статьей А.8.

А.9. Проверка — упаковка — маркировка

Продавец обязан нести расходы, связанные с проверкой товара (например, проверкой качества, размеров, веса, количества), необходимой для поставки товара в соответствии со статьей А.4.

Продавец обязан за свой счет оплатить расходы, связанные с упаковкой, необходимой для перевозки товара (за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли принято обычно отправлять обусловленный контрактом товар без упаковки). Последнее осуществляется в той мере, в какой обстоятельства, относящиеся к транспортировке (например, способы перевозки, место назначения), были известны продавцу до заключения договора купли-продажи. Упаковка должна быть маркирована надлежащим образом.

Б.9. Осмотр товара Покупатель обязан нести расходы, связанные с любым предпогрузочным осмотром товара, за исключением случаев, когда такой осмотр требуется властям страны экспорта.

А. 10. Другие обязанности Продавец обязан по просьбе покупателя оказать последнему за его счет и на его риск полное содействие в получении любых документов или эквивалентных им электронных сообщений (помимо названных в статье А.8.), выдаваемых или используемых в стране поставки и/или в стране происхождения товара, которые могут потребоваться покупателю для импорта товара, или, в случае необходимости, для его транзитной перевозки через третьи страны. Продавец обязан обеспечить покупателя по его требованию всей информацией, необходимой для осуществления страхования.

Б. 10. Другие обязанности Покупатель обязан нести все расходы и оплачивать сборы, связанные с получением документов или эквивалентных им электронных сообщений, как это предусмотрено в статье АЛО., а также возместить расходы продавца, понесенные последним вследствие оказания им помощи покупателю при оформлении договора перевозки согласно статье А.З. Покупатель обязан дать продавцу необходимые инструкции в тех случаях, когда потребуется содействие продавца в заключении договора перевозки в соответствии со статьей А.За.

В продвижении товаров от поставщиков к потребителям участвует множество субъектов различных логистических цепей, например: —    технические средства, коммуникации и обустройства всех видов транспорта; —    складское хозяйство предприятий, отправляющих и получающих товары; —    материально-техническая база стивидорных, брокерских и агентских фирм; —    склады и обустройства транспортно-экспедиторских компаний для осуществления операций по группировке, комплектации отправок и т. д.; —    материально-техническая база лизинговых компаний, сдающих в аренду контейнеры; —    технические средства информационно-управляющих систем; —    совокупность технологических, организационных, правовых, социальных и иных отношений, возникающих в ходе транспортного, складского, информационного и иного обеспечения хозяйственных связей. При перевозках происходят события, влияющие на срок нахождения товаров в пути: транспортировка товаров с перевалками или без них; хранение товаров на складах перевозчиков, таможенных складах, складах властей (при аресте транспортного средства), в транспортном средстве (при его поломке или задержке в пути). Кроме того, происходят события, влияющие на количество и качество товаров: —    погрузо-разгрузочные манипуляции с товаром; —    естественная убыль некоторых товаров (испарение, усушка, утруска и т. д.); —    ухудшение качества некоторых товаров, требующих особых условий хранения и перевозок; —    возможные хищения и порча товаров; —    возможные потери товаров вследствие повреждения тары (вагона, контейнера, цистерны, ящика и т. п.) и упаковки при маневрах и погрузо-разгрузочных операциях; —    возможные потери товаров из-за неверной или некачественной маркировки, приведшей к засылке товаров в другой адрес, или невозможности идентификации груза на складе перевозчика. Интересы получателя Право собственности на товар и риски его повреждения или гибели в большинстве случаев переходят на покупателя задолго до поступления товара на склад. Покупатель чаще всего оплачивает товар независимо от сроков его прибытия. Выручку за товар покупатель может получить только после его реализации потребителям в том же виде или вместе с другими товарами (материалами, комплектующими) в виде новой продукции. Следовательно, в его интересах максимально сократить период времени между оплатой заказанных им товаров и получением выручки за их реализацию. События при перевозках, влияющие на количество и качество товаров, если они произошли, влияют также на сроки приемки товаров по количеству и качеству — получатель вынужден терять время на выявление и актирование недостачи и испорченных товаров. Кроме того, они негативно сказываются и на всей деятельности получателя — приходится закупать новые количества товаров взамен недостающих или испорченных. От оплаты товара до получения платы за него проходит время, а деньги обесцениваются со скоростью до 1% в месяц. Потери времени и средств при перевозке, разгрузке и приемке могут быть заложены или минимизированы: —    при подготовке заказов на товары поставщикам; —    при согласовании условий контрактов на закупку; —    при согласовании видов тары и упаковки; —    при согласовании типовых количеств товара в одной упаковке, в тарной единице, в грузовом модуле; —    при согласовании допустимых отклонений в количествах товаров (насыпных, наливных, испаряемых, портящихся и т. п.) в партии; —    при согласовании методов приемки по количеству и качеству с поставщиками; —    при согласовании момента перехода собственности и рисков от поставщика получателю; —    при выборе способа транспортировки от поставщиков; —    при организации контроля движения товаров и документации от поставщика получателю; —    при выборе способа разгрузки и средств для нее; —    при выборе места для разгрузки и временного хранения товаров до приемки; —    при подготовке инструкций поставщикам по отгрузке; —    при организации работы по отбору образцов или проб и доставке их на анализ; —    при организации работы по анализу образцов или проб. Для обеспечения получения и приемки товара в точном соответствии с контрактами необходимо начинать с управления рисками, которым подвергаются капиталовложения в товар. Минимизация рисков и управление ими осуществляется включением в контракт условий, максимально защищающих интересы покупателя. Интересы поставщика Поставщик должен контролировать сохранность товара в пути до момента перехода права собственности на товар и ответственность за риски его повреждения или гибели на покупателя. В интересах поставщика максимально сократить период времени между получением заказа от покупателя до момента перехода на него права собственности на отгруженные товары. Выручка за товары может поступить позже, в зависимости от условий платежа по договору. События в пути, влияющие на количество и качество товаров, если они произошли, могут повлечь за собой предъявление покупателем претензий поставщику. Потери времени и средств при отборе, комплектации, упаковке, погрузке и перевозке могут быть заложены или минимизированы: —    при подготовке правил предоставления заказов на товары покупателями; —    при согласовании условий контрактов на поставку; —    при согласовании видов тары и упаковки; —    при согласовании типовых количеств товара в одной упаковке, в тарной единице, в грузовом модуле; —    при согласовании допустимых отклонений в количествах товаров (насыпных, наливных, испаряемых, портящихся и т. п.) в партии; —    при согласовании методов приемки по количеству и качеству с покупателями; —    при согласовании момента перехода собственности и рисков от поставщика получателю; —    при выборе способа транспортировки; —    при организации контроля движения товаров и документации от поставщика получателю; —    при выборе способа погрузки и средств для нее; —    при оборудовании места для погрузки и временного хранения товаров до погрузки; —    при согласовании инструкций по отгрузке с покупателем; —    при согласовании с покупателем правил отбора образцов или проб и методов их анализа. Для обеспечения получения товара покупателями в точном соответствии с контрактами необходимо начинать с управления рисками, которым подвергаются капиталовложения в товар. Управление рисками начинается с согласования условий договора на поставку товаров, максимально защищающих интересы поставщика. Переход права собственности и рисков Виды рисков и базис поставки При закупке любых товаров покупатель может встретиться со следующими рисками: —    риск непоставки товара вообще; —    риск опоздания поставки по вине поставщика; —    риск опоздания поставки по вине перевозчика; —    риск опоздания поставки по метеоусловиям; —    риск случайной гибели или случайного повреждения товара при перевозке, погрузо-разгрузочных операциях и хранении на перевалочных пунктах; —    риск поставки неполного количества заказанных товаров; —    риск поставки некачественных товаров частично или полностью; —    риск поставки ненужных покупателю товаров в случае неверного заказа; —    риск некомплектности сложных технических товаров; —    риск задержки товаров в пути по вине властей (таможня, транспортная инспекция и другие органы власти);' —    риск естественной убыли за период транспортирования; —    риск изменения качества товара за период транспортирования вследствие метеоусловий, несоответствующего температурного режима в транспортном средстве; —    другие риски. Предупреждение ущерба от влияния рисков утери или порчи при перевозках обычно осуществляется страхованием товаров на период нахождения их в пути. Наилучшим считается страхование “от склада поставщика до склада получателя”, покрывающее риски при погрузках, разгрузках, перевалках и перевозках на всех видах транспорта, предусмотренных в контракте, включая местные перевозки, например от желдорстанции до получателя. При страховании важно учитывать базис поставки. Выбирая базис поставки, следует учитывать фиксируемый им момент перехода права собственности. С переходом права собственности покупатель получает право распоряжения товаром. С этого момента переходит с продавца на покупателя и риск случайной гибели или случайного повреждения товара — если вследствие товар погиб или оказался поврежденным после перехода риска, покупатель тем не менее должен оплатить товар. Если товар застрахован против таких рисков, покупатель получит возмещение от страховщика. Если право собственности перешло к покупателю после приемки товара на территории продавца, товар еще не вывезен, а продавец объявлен банкротом, покупатель может потребовать выделения товара, право собственности по которому перешло на него, из общей массы имущества такого продавца, включая причитающееся продавцу страховое возмещение в случае повреждения или гибели товара. Законодательство различных стран неодинаково регламентирует переход права собственности, придерживаясь двух систем. —    право собственности переходит с продавца на покупателя “по заключении соглашения” (Англия, США, Франция); —    право собственности переходит с продавца на покупателя с передачей товара (Германия, Швейцария, Россия). Во Франции заключенное соглашение о передаче индивидуально определенного товара делает кредитора (покупателя) собственником товара и возлагает на него риск с момента, когда товар должен быть ему передан, даже если передача не была еще совершена, кроме тех случаев, когда должник (продавец) допустил просрочку в передаче товара — в этом случае риск остается на должнике. При купле-продаже товаров, определяемых родовыми признаками (например, автомобили), право собственности переходит с продавца на покупателя в момент индивидуализации вещи, т. е. выделения вещи для исполнения конкретного договора. Такая индивидуализация чаще всего совпадает с ее передачей, если исполнение не связано с перевозкой вещи. При необходимости перевозки судебная практика при определении момента перехода права собственности с продавца на покупателя учитывает место сдачи товара. Если товар подлежит сдаче в месте нахождения продавца, то сдача товара перевозчику рассматривается как сдача товара покупателю. Если товар сдается в месте нахождения покупателя, то право собственности переходит на покупателя в момент сдачи товара перевозчиком покупателю в этом месте. По законодательству ФРГ, России и других стран СНГ право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей признается вручение вещей приобретателю, а равно сдача транспортной организации для отправки приобретателю. К передаче вещей приравнивается передача коносамента или иного распорядительного документа. Порядок перехода права собственности на товар решается по нормам применимого права. При договоре консигнации точное определение момента перехода права собственности имеет даже большее практическое значение, нежели при договоре комиссии, поскольку, как правило, товары длительное время находятся во владении консигнатора и консигнанту весьма затруднительно осуществлять постоянный и надлежащий контроль состояния отправленных на консигнацию товаров. К тому же не все системы права прямо и безоговорочно признают право собственности комитента (консигнанта) на продаваемые им товары. Исходя из этого, в договорах обычно содержится специальное условие о том, что консигнант сохраняет за собой право собственности на товары, переданные на консигнацию до момента продажи их третьим лицам. В договоры может быть включена также оговорка о том, что консигнант сохраняет право собственности на товары не до момента их продажи, а до момента получения консигнантом покупной цены. Чтобы такая оговорка приобрела реальное практическое значение, на консигнатора возлагается обязанность, в свою очередь, в договоры, которые он заключает с третьими лицами, также включать условие о переходе права собственности лишь в момент полной уплаты покупной цены. Однако право некоторых стран не признает юридическую силу за такого рода оговорками. Поскольку договоры предполагают обычно перевозку товара тем или другим видом транспорта, важное значение имеет момент перехода риска случайной гибели или случайного повреждения товара с продавца на покупателя. В законодательстве многих стран риск случайной гибели или случайного повреждения товара несет его собственник, следовательно, этот риск переходит с продавца на покупателя с момента передачи права собственности на товар, если иное не определено договором. Но правило о моменте перехода права собственности в законодательстве многих стран закреплено и действует, если в договоре не согласовано иное. Поэтому участникам договора следует определить этот момент в договоре в виде базисного условия поставки, учитывая способы транспортировки, интересы и возможности сторон и то, что утрата или повреждение товара, после того как риск перешел на покупателя, не освобождают его от обязанности оплатить товар, если только утрата или повреждение не были вызваны действиями или упущениями продавца. Выбор базисных условий поставки облегчают международные правила по толкованию торговых терминов — International Commercial Terms (Incoterms), действующие в настоящее время в редакции 2000 года. Для каждого условия в них определен момент перехода собственности на товар на покупателя. С правовой точки зрения “Инкотермс” представляет собой свод правил, имеющих рекомендательный характер, и коммерсанты, желающие использовать эти правила, должны включать в договоры примерно такую ссылку: “При толковании положений договора о базисных условиях поставок будут применяться правила толкования терминов “Инкотермс 2000”. Риск гибели или повреждения товаров, так же как и обязанности по оплате соответствующих расходов, переходят с продавца на покупателя с момента выполнения продавцом обязанности по поставке товара. Хотя продавцу не предоставлено право допускать просрочку в переходе риска и оплате соответствующих расходов. Все базисные условия допускают переход риска до осуществления поставки, если покупатель не принимает согласованной поставки или не представляет инструкции в отношении срока поставки и/или места поставки, которые предусмотрены договором. Для перехода риска в первую очередь необходимо, чтобы товар был индивидуализирован и предназначен именно для данного покупателя или, как указано в терминах, был резервирован для него. Это особенно значимо при поставке товара на условиях EXW (с завода, со склада) с вывозом покупателем, поскольку при поставке товара на всех иных условиях он обычно индивидуализируется и предназначается конкретному покупателю при подготовке его к отгрузке или при поставке его в место назначения. Пример разъяснения базиса поставки в Инкотермс 2000 Группа F Основная перевозка не оплачена. FCA (free carrier) Франко перевозчик (... название места назначения). Например: “Товар будет поставлен на условиях: FCA Омск-Товарная (желдорстанция)”. Данный термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Термин “Франко перевозчик” означает, что продавец доставит прошедший таможенную очистку (если нужно) товар указанному покупателем перевозчику (в данном случае — железной дороге) до названного места. Следует отметить, что выбор места поставки влияет на обязательства по погрузке и разгрузке товара в данном месте. В данном случае продавец за разгрузку товара с доставившего его автомобиля ответственности не несет, так как чаще всего разгрузка выполняется сотрудниками и механизмами перевозчика. В случае повреждения товара при разгрузке поставщик предъявит претензии перевозчику, но исправный товар взамен испорченного он должен поставить покупателю дополнительно, так как риск порчи товара до момента подписания приемо-сдаточных документов с перевозчиком лежит на поставщике. За погрузку товара на поезд перевозчиком поставщик ответственности не несет. Продавец только сдает товар перевозчику и получает от него либо транспортную накладную, если груз уйдет скоро, либо складское свидетельство, если перевозчик собирает несколько партий груза для одного покупателя. Вид документа должен быть оговорен в контракте. Под словом “перевозчик” понимается любое юридическое лицо, которое на основании договора перевозки с покупателем обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта. Продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке товара с момента передачи его перевозчику. Право собственности на товар и риски его сохранности переходят на покупателя — в случае утери или порчи товара покупатель будет предъявлять претензии перевозчику.