Оценка качества изделий

Категория: Производство

Оценки качества можно разделить по виду показателей на дифференцированные, комплексные и смешанные.

При дифференцированной оценке анализируют обычно одно или несколько свойств и параметров изделия, по которым судят о качестве вещи в целом. При комплексной оценке устанавливают качество вещи в целом по всем показателям. При смешанной оценке ряд показателей качества оценивают комплексно, а ряд — дифференцированно.

По типу и характеру действий все оценки качества можно разделить на прямые и косвенные. Прямые — это оценки с непосредственным измерением показателей качества изделия. Косвенные — оценки качества изделия по косвенным признакам, не относящимся непосредственно к изделию.

По средствам анализа и измерения все оценки могут быть проведены четырьмя методами:

лабораторным — с помощью специальных приборов; органолептическим — с помощью органов чувств человека (зрение, осязание, обоняние, слух);

экспертным — инструментами служат информация, опыт и интуиция эксперта;

смешанным — часть показателей качества определяют инструментально, а часть — органолептически или с помощью эксперта.

По форме выражения оценки могут быть метрические, балльные и безразмерные (относительные). Метрические оценки выражают их результаты в метрических единицах (килограммах, метрах, рублях). Балльные оценки представляют собой способ выражения результатов оценки в баллах. Безразмерные оценки используют обычно для характеристики уровня качества продукции или сравнения качества изделий различного назначения. При этом оценку выражают в долях единицы или процентах.

Эстетическая оценка экспертным методом осуществляется на основании решений, принимаемых квалифицированными специалистами, входящими в состав комиссии. При этом эксперты фиксируют прежде всего визуально воспринимаемые элементы формы: геометрическую форму, габаритные размеры, массу, фактуру и текстуру, цвет, декор. Для оценки эстетических свойств эксперты непременно детально знакомятся с функцией и конструктивными особенностями изделия, выявляют положительные и отрицательные с точки зрения потребителя свойства.