Определение потенциального дохода магазина
Ассортимент магазина должен соответствовать величине и структуре спроса целевых сегментов потребителей. Для этого необходимо на этапе формирования ассортимента оценить объем потребительского спроса и исследовать его структуру.
Для оценки потенциального объема спроса потребителей необходимо выполнить следующие процедуры.
1. Осуществить сегментацию потребителей и выбрать целевой (или целевые) сегмент рынка.
Сегментация — это разбиение потребителей на группы со схожими характеристиками, одинаково реагирующие на маркетинговые усилия (рекламную кампанию, акции по стимулированию сбыта и др.).
Сегментировать потребителей можно по различным признакам:
демографическим (пол, возраст, стадия жизненного цикла семьи);
доходно-имущественным (уровень дохода, объем накоплений, количество имущества, находящегося в собственности, и т.д.);
географическим (город или район проживания);
статусным (социальный статус, занимаемая должность, уровень образования);
психоэмоциональным (мотивы совершения покупок, особенности потребительского поведения) и др.
Чаще всего потребители сегментируются по полу, возрасту, уровню дохода и району проживания.
Можно осуществлять сегментацию сразу по нескольким признакам. Допустим, магазин в качестве целевого сегмента может выбрать покупателей со средним уровнем дохода, проживающих рядом с магазином. В данном случае в качестве признаков сегментации выбраны район проживания и уровень дохода.
После того как потребители разделены на сегменты, необходимо оценить привлекательность каждого из них для магазина и в результате выбрать целевой сегмент. Критерии, по которым сегменты могут сравниваться между собой, представлены ниже:
емкость сегмента;
прибыльность сегмента;
уровень конкуренции;
затраты на освоение сегмента и др.
2. Оценить численность потенциальных потребителей.
Для определения численности потенциальных покупателей магазина необходимо собрать информацию, которую можно получить из разных источников, среди них — органы статистики, коммунальные службы, почтовые отделения, школы, детские сады и т.д. Полученная информация позволяет количественно оценить выбранные сегменты и уточнить их половозрастную структуру. Кроме того, демографические данные позволяют оценить численность потенциальных потребителей не только в настоящее время, но и в будущем. Допустим, для магазина, предлагающего к продаже товары для детей, рост рождаемости в городе или конкретном микрорайоне может свидетельствовать о росте численности потенциальных покупателей в будущем.
При этом необходимо помнить, что все полученные сведения должны быть тщательно проанализированы с точки зрения их соответствия целям деятельности магазина. Кроме того, характеристики сегментов со временем могут меняться, поэтому важно периодически оценивать все сегменты рынка, даже те, которые в настоящее время являются для магазина непривлекательными. Для того чтобы не упустить новые возможности, открывающиеся на рынке, необходимо постоянно отслеживать следующие характеристики сегментов:
численность различных сегментов рынка и перспективы их изменения;
средний размер домашних хозяйств (т.е. количество членов, входящих в состав домашнего хозяйства) и средний возраст членов домашнего хозяйства;
коэффициент демографической нагрузки в семье, т.е. соотношение неработающих и работающих членов семьи;
принадлежность к определенной отрасли экономики;
уровень образования, должность, профессия и т.д.
3. Исследовать структуру потребления потенциальных покупателей магазина.
Различные сегменты потребителей имеют разную структуру потребления, поэтому ассортиментная матрица магазина должна быть разработана в соответствии со структурой потребления целевого сегмента. Для этого необходимо тщательно исследовать структуру потребления, вкусы и предпочтения потенциальных покупателей.
Основным фактором, определяющим структуру потребления конкретного человека, является его семья или домашнее хозяйство, членом которых он является. Для начала необходимо определиться, чем отличаются понятия «семья» и «домохозяйство».
Семья — это двое и более людей, объединенных родственными связями. В свою очередь, домашнее хозяйство — это один человек или несколько людей, проживающих совместно и имеющих общий бюджет.
Информацию о структуре потребления домашних хозяйств можно получить из официальных статистических данных. Так, в табл. представлена структура расходов на потребление домохозяйств России в 2009 г.
Таблица
Структура потребительских расходов домашних хозяйств в III квартале 2009 г.
Состав потребительских расходов |
Доля в составе расходов, % |
Потребительские расходы |
100 |
в том числе расходы на: | |
продукты питания и безалкогольные напитки |
30,7 |
из них: | |
продукты питания |
29,0 |
в том числе: | |
хлебобулочные изделия и крупы |
4,8 |
мясо |
9,0 |
рыба, морепродукты |
1,8 |
молочные изделия, сыр и яйца |
4,1 |
масла и жиры |
1,1 |
фрукты |
2,2 |
овощи |
2,5 |
сахар, джем, мед, шоколад и конфеты |
2,8 |
другие продукты питания |
0,7 |
безалкогольные напитки |
1,7 |
алкогольные напитки, табачные изделия |
2,3 |
из них: | |
алкогольные напитки |
1,6 |
табачные изделия |
0,7 |
одежду и обувь |
9,9 |
из них: | |
одежда |
7,4 |
обувь |
2,5 |
жилищные услуги, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива |
-10,5 |
из них: | |
текущее содержание и ремонт жилого помещения |
2,5 |
водоснабжение и другие коммунальные услуги |
2,9 |
электроэнергия, газ и другие виды топлива |
4,3 |
предметы домашнего обихода, бытовую технику и уход за домом |
6,6 |
из них: | |
предметы домашнего обихода |
3,5 |
бытовая техника |
1,3 |
товары и услуги для ухода за домом |
1,0 |
здравоохранение |
3,1 |
из них: | |
медикаменты, медицинское оборудование |
1,6 |
амбулаторные услуги |
1,2 |
услуги стационаров |
0,3 |
транспорт |
12,0 |
из них: | |
покупка транспортных средств |
3,8 |
эксплуатация транспортных средств |
4,7 |
транспортные услуги |
3,5 |
связь |
3,7 |
организацию отдыха и культурные мероприятия |
9,7 |
из них: | |
аудиовизуальное и фотооборудование, оборудование для обработки информации |
1,6 |
услуги по организации досуга |
1,2 |
услуги центров отдыха, туризм |
4,7 |
образование |
1,8 |
гостиницы, кафе и рестораны |
3,6 |
из них: | |
общественное питание |
3,4 |
другие товары и услуги |
6,1 |
Для более детального исследования структуры потребления и характеристик потенциальных покупателей магазина целесообразно провести анкетный опрос среди жителей города (если магазин ориентирован на весь город) или жителей определенного микрорайона.
В зависимости от целей исследования анкета может дорабатываться. Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы как для формирования ассортиментной матрицы, так и для совершенствования работы магазина в целом.
4. Определить величину потенциального спроса на товары и услуги магазина.
После исследования структуры потребления необходимо оценить величину потенциального спроса, которая рассчитывается обычно в денежных единицах. Рассмотрим этот этап на конкретном примере.
Допустим, необходимо оценить величину потенциального спроса магазина, работающего в формате «магазин у дома» и предлагающего к продаже продовольственные товары.
Допустим, численность населения микрорайона, в котором функционирует данный магазин, составляет 50 000 человек. В связи с тем, что продукты питания обычно приобретаются для всех членов домохозяйства совместно, а не для каждого в отдельности, нам необходимо знать количество домашних хозяйств, проживающих в данном микрорайоне. Для этого численность жителей микрорайона необходимо разделить на средний размер домашнего хозяйства, который можно получить в ходе проведения анкетного опроса или из официальной статистики. Предположим, что в нашем случае средний размер домохозяйства — 3,5 человека. Тогда количество домашних хозяйств, проживающих в данном микрорайоне, рассчитывается таким образом:
Число домохозяйств = численность населения / средний размер домохозяйства = 50 000/ 3,5 = 14 286 домохозяйств.
Как правило, магазины, работающие в формате «магазин у дома», ориентируются на среднедоходный сегмент рынка и сегмент с доходами ниже среднего уровня. Поэтому необходимо определить, сколько домохозяйств данного микрорайона относится к этой группе.
Границы уровня доходов для определения принадлежности домохозяйства к той или иной доходной группе в зависимости от региона и даже города могут существенно отличаться, так как межрегиональная дифференциация в уровне доходов на территории России достаточна высока. Здесь можно предложить в качестве ориентира использовать прожиточный минимум в регионе.
Так, к домохозяйствам со средним уровнем дохода можно относить те, чей среднедушевой доход в 3 раза превышает прожиточный минимум, к домохозяйствам с уровнем дохода ниже среднего — те, чей доход равен или в 2 раза превышает прожиточный минимум, к крайне бедным — домохозяйства, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Что касается высокодоходных домохозяйств, то здесь можно использовать следующую градацию. К домохозяйствам с уровнем дохода выше среднего относить те, чей доход превышает прожиточный минимум более чем в 5 раз, а к богатым домохозяйствам — те, чей доход превышает прожиточный минимум более чем в 10 раз.
Итак, возвращаясь к нашему примеру, допустим, что 60% домохозяйств от их общего числа имеют доходы среднего и ниже среднего уровня. Соответственно количество домохозяйств — потенциальных покупателей магазина составит:
Количество потенциальных покупателей = 14 286 * 0,6 = 8572 домохозяйств.
Теперь для оценки величины потенциального спроса нам необходимо знать средний размер дохода домохозяйства в месяц и долю доходов, направляемую на покупку продуктов питания. Для определения совокупного дохода домашнего хозяйства в месяц необходимо сложить доходы всех членов домохозяйства — этот показатель можно получить в ходе анкетного опроса или из официальной статистики.
Предположим, что в результате исследования было выявлено, что средний размер дохода домохозяйств данного микрорайона, относящихся к группе со средним и ниже среднего уровнем доходов, составляет 23 500 руб., при этом в среднем на продукты питания направляется порядка 35% этого дохода.
В данном случае величина потенциального спроса может быть рассчитана следующим образом:
Размер потенциального спроса = 8572 домохозяйства * 23 500 руб. * 0,35 = 70 504 700 руб.
Таким образом, потенциальный объем спроса для данного магазина составляет порядка 7,5 млн руб. Фактическое значение может отличаться от потенциального, но в данном случае размер потенциального спроса может служить для магазина определенным ориентиром.