Организационный план
В настоящее время утвердилось общее мнение, что основу успешно действующих организаций составляет ее персонал.
«Бизнес — это организация, определяющим фактором существования или разрушения которой является квалификация ее сотрудников. Физический труд может со временем стать полностью автоматизированным. Но знания — это специфический ресурс человека. Знания нельзя найти в книгах. Там можно найти только информацию, но знание — это способность применять информацию в конкретной сфере деятельности».
Подавляя личность, организация ставит под угрозу свою способность изменяться; стимулируя самовыражение личности, не может не обновляться. Индивиды — единственный источник обновления компании.
Ныне человеческий потенциал признается главной составляющей национального богатства и основной движущей силой экономического роста. От качества этого потенциала зависят темпы научно-технического прогресса, организация и культура труда, его производительность. Высокая производительность обеспечивается не столько техникой, сколько персоналом.
«Мы живем и действуем в системе, где главное — финансы. И поэтому часто забываем, что фирмы состоят из людей и не могут работать лучше, чем работают они, — пишет американский профессор экономики Алан Блиндер. — Японцы об этом не забывают. Более того, японские менеджеры именно людей считают самым ценным капиталом компании: хорошая японская корпорация — это организация служащих, из служащих и для служащих».
Рассмотренные в вводном разделе подходы к разработке бизнес-плана подчеркивают, что финансовые ресурсы внешними инвесторами выделяются зачастую под конкретных людей, конкретную команду. Более того, самый удачный план может быть провален вследствие неудовлетворительного исполнения, пресловутого человеческого фактора. Вот почему в этом разделе бизнес-плана целесообразно привести данные о ключевых руководителях (персоналии, возраст, образование, опыт, прошлые достижения), проектируемой организационной структуре, наличии персонала (с указанием его характеристик) и необходимости его привлечения.
Таким образом, организационная структура управления предприятием, личностные характеристики и квалификация персонала — ключевые моменты успеха дела в целом, особенно в малом бизнесе.
При формировании организационной структуры необходимо учитывать следующие факторы:
• влияние внешней среды: макроокружения, создающего общие условия состояния среды, в которой функционирует организация, и микроокружения, определяющего состояние тех компонентов внешней среды, которые находятся в непосредственном взаимодействии с предприятием;
• состояние внутренней среды организации с точки зрения таких аспектов, как применяемая технология, степень дифференциации выполняемых работ, взаимозависимость отдельных лиц и групп, фактор неопределенности деятельности организации;
• разработанную стратегию, в рамках которой принимаются решения в трех возможных областях стратегического выбора: идеологии управления, группы потребителей, рынков сбыта и территориального размещения производства.
Кроме этого, на выбор структуры оказывают влияние размер организации, отношение к организации руководителей и сотрудников и др.
Наиболее известны следующие организационные структуры управления:
• линейная;
• функциональная;
• линейно-функциональная (штабная);
• дивизиональная;
• проектная;
• матричная.
При разработке организационной структуры управления необходимо учитывать следующие принципы ее построения:
• оптимальное распределение обязанностей;
• информационное обеспечение руководителя;
• обеспечение контроля;
• единоначалие, т.е. исключение подчинения одного работника нескольким руководителям;
• гибкость (адаптивность) структуры, т.е. способность своевременно реагировать на изменение внутренней и внешней среды;
• экономичность: структура управления должна иметь столько уровней управления и необходимых подразделений, сколько может обеспечить эффективное функционирование организации.
Создание нового предприятия или расширение деятельности существующего требуют определения потребности в персонале как на ближайшую перспективу, так и с учетом возможного расширения в будущем. При этом зачастую требуется привлекать дополнительный персонал. Процесс комплектования кадров включает несколько этапов (рис.).
В качестве основных источников поиска потенциальных кандидатов на замещение вакантных должностей выступают следующие учреждения: биржи, центры трудоустройства, школы, колледжи, вузы, частные агентства, родственные предприятия, профсоюзы. При этом используются такие способы поиска подходящих сотрудников, как обращение в соответствующую организацию, неформальные связи, презентации и рекламные акции. В процессе формирования штата необходимо учитывать следующие правовые аспекты:• необходимость заключения трудового договора между работодателем и работником;
• предоставление гарантий при приеме на работу (соответствие ТК РФ);
• необходимость правильного юридического оформления приема на работу (издание приказа, запись в трудовую книжку, печать, штамп);
• возможность установления испытательного срока при приеме на работу (не более трех месяцев);
• существующие ограничения на совместную службу родственников.
Важно отметить, что подбор и подготовка персонала — это процесс, требующий значительных затрат времени и зачастую финансовых ресурсов. Комплектуя штат и выбирая работников, нужно рассматривать ситуацию двусторонне. С одной стороны, процесс должен проводиться объективно, с целью выяснить, соответствуют ли кандидаты должностным требованиям. С другой — репутация фирмы как работодателя, предлагаемые условия и оплата труда, форма и условия найма должны быть привлекательны для потенциальных сотрудников, чтобы стимулировать их изначальный интерес к работе и удерживать в компании как можно дольше.
Однако необходимо заметить, что сами по себе привлекательные условия труда не всегда обеспечивают высокую и длительную мотивацию персонала к работе. В ряде случаев даже относительно высокое вознаграждение не стимулирует сотрудников к высокопроизводительному труду и не способствует их закреплению в организации. Поэтому руководителям бизнеса важно обращать внимание на «среду, атмосферу, в которой мы пребываем, все, что нас окружает, с чем (и кем) мы имеем дело на работе», т.е. на организационную культуру, включающую в себя и микроклимат в коллективе, и влияние стиля руководства, и степень удовлетворенности сотрудников, и др.
Сам процесс отбора и найма сотрудников обычно распадается на три этапа.
1. Определение требований: содержание работы, требования к кандидату, условия трудоустройства.
2. Привлечение кандидатов: определение политики в области продвижения по службе (привлечение специалистов со стороны или поиск кандидатов на вакантную должность внутри организации), обучение и подготовка уже имеющихся сотрудников, формирование системы поиска и привлечения внешних кандидатов, включая проведение рекламной кампании.
3. Процесс отбора: анализ заявлений о поступлении на работу, составление краткого списка кандидатов, проведение собеседования или тестирования, отбор кандидатов, предложение должности.
В случае с малым бизнесом процесс найма обычно сильно упрощается, во-первых, вследствие отсутствия своих внутрифирменных кандидатов, которых можно было бы обучить или подготовить, а во-вторых, потому, что начинающий директор-владелец редко обладает соответствующими навыками или временем, чтобы проводить процесс отбора и комплектования штатов по всем правилам. Поэтому в таких случаях часто имеет место подбор персонала по критериям родства или личного знакомства либо на работу могут быть приняты вообще случайные люди, что впоследствии может негативно сказаться на функционировании организации и препятствовать ее развитию.
Требования к специалисту касаются определения характеристик, навыков, квалификации и т.п. лица, которое наилучшим образом подходит для данной должности. Вместе с тем, важно, чтобы определяемые требования не носили дискриминационного характера, поскольку они должны соответствовать требованиям законодательства о равных возможностях при найме на работу. Требования к специалисту могут включать:
• возрастной предел, пол и семейное положение (только если это имеет существенное значение, например обусловленное физическим характером труда или нормативными актами);
• основную квалификацию и опыт работы (здесь также важны реалистичные представления о будущем характере труда; например, очень часто на должность офис-менеджера в малых фирмах ищут сотрудников с высшим образованием,
хотя работа зачастую заключается в необходимости отвечать на телефонные звонки и принимать входящую корреспонденцию);
• необходимые навыки, например опыт управления персоналом, ведения бухгалтерского учета, специальные технические знания или опыт;
• желательные навыки, например умение пользоваться специальными компьютерными программами, обладание дополнительной квалификацией или хорошее владение иностранными языками;
• физическое здоровье, если, например, работа включает поднимание грузов или ручной труд;
• необходимые поведенческие способности, такие, как умение работать в команде или вести переговоры с клиентами;
• желательные поведенческие способности, такие, как доброжелательность, стрессоустойчивость, чувство юмора или позитивное отношение к ненормированному рабочему дню либо разъездному характеру работы.
После того как принято решение о найме на работу нового сотрудника, первое, что необходимо сделать, это подготовить пакет организационных документов, включающий трудовой договор (индивидуальный контракт) и должностную инструкцию для вакантного рабочего места. Сравнительная характеристика этих документов приведена в табл.
Краткая характеристика основных организационных документов
Направление анализа |
Трудовой договор (индивидуальный контракт) |
Должностная инструкция |
1 |
2 |
3 |
Цель документа |
Определение общих условий и конкретных элементов взаимоотношения администрации предприятия и наемного работника |
Внутреннее нормативное обеспечение системы управления персоналом в части организации и оплаты труда |
Принципы формирования документа |
Применение положений главы III Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» |
Полнота отражаемых функций и прав; конкретность составных элементов; предметность предъявляемых требований; лаконичность изложения; функциональность для пользователя |
Формы документа |
Срочный контракт, заключаемый на определенный срок Бессрочный контракт, заключаемый на неопределенный срок |
Индивидуальная инструкция Типовая инструкция, унифицированная для однопрофильной группы исполнителей |
Назначение документа |
Определение должностных функций работника, оценки результатов их исполнения, порядка оценки эффективности его деятельности Определение условий, порядка и размеров оплаты труда работника, предоставляемых ему льгот и социальных гарантий; Регламентация иных прав и обязанностей сторон |
Определение условий и порядка досрочного расторжения договора Определение общих требований со стороны предприятия к конкретной должности Конкретизация трудового договора работника в части его должностных функций, прав и ответственности |
Разработчики документа |
Специалист кадровой службы (если используется типовая форма документа) либо непосредственный руководитель нанимаемого сотрудника (для разработки содержательной части документа) |
Специалист кадровой службы; руководители структурных подразделений предприятия; руководители направлений деятельности предприятия (для управленцев собственного аппарата); руководитель организации (для первых заместителей) |
Пользователи документа |
Непосредственный руководитель, сотрудники кадровой службы, работник, подписавший договор |
Исполнители, руководители, кадровики |
Таким образом, должностная инструкция включает в себя определение границ, роли и полномочий, присущих конкретной работе. Точное ее содержание меняется в зависимости от сложности работы и объема полномочий, но обычно в должностную инструкцию входит следующее:
• название организации и ее местонахождение;
• общие квалификационные требования и образовательный уровень;
• положение в организационной структуре и то, перед кем это лицо будет ответственно;
• основные обязанности, т.е. с чего начинать, основные действия и цель работы или задачи, которые предполагается решать;
• права, например привлекать необходимые ресурсы, отдавать распоряжения и т.п.;
• основная ответственность, например возможные взыскания за невыполнение обязанностей;
• особенности работы, например необходимость регулярных зарубежных командировок или взаимодействие с иностранными клиентами, посменная работа или работа в сверхурочное время.
Условия трудового договора обычно включают:
• наименование организации, ее представителя и нанимающегося работника;
• дату начала постоянной работы — она важна для расчета отпускных, установленного пособия по болезни, оплачиваемого декретного отпуска, определения суммы, выплачиваемой с сокращением сотрудника, а также срок действия договора;
• основные и дополнительные обязанности работника, расположение рабочего места, необходимость и условия командировок;
• ставки заработной платы (почасовая, еженедельная, месячный годовой оклад и т.п.) и условия оплаты, например еже
недельный наличный расчет каждую пятницу или ежемесячные переводы денег на счет в банке 10-го числа каждого месяца;
• режим труда и отдыха, включая выходные и очередной отпуск;
• соглашение о пособии по болезни, если работодатель, например, предлагает оплату пропущенных по болезни дней выше или ниже предписанных законом требований;
• период уведомления о прекращении трудового договора любой из сторон и различные варианты ситуаций, например приостановление действия договора или его упразднение в срочном порядке в результате воровства, насилия или крайней небрежности;
• договоренность о прекращении работы, где оговариваются такие условия, как возращение транспортных средств и оборудования, конфиденциальная информация или специальные соглашения типа «обрыв налаженных связей» для торгового персонала, уходящего в компанию конкурента, во избежание игры не по правилам и потери клиентов или утечки информации в течение периода работы после извещения об увольнении;
• охрану здоровья и техники безопасности, правила дисциплины и порядок подачи жалоб — обычно рекомендуется стандартизировать эти организационные процедуры, а копии с их описанием предоставлять новым сотрудникам при начале их работы. В случае небольшой только что открывшейся фирмы с численностью персонала, не превышающей пяти человек, этого может еще и не быть подготовлено;
• правила, относящиеся к рабочему месту, — это не столько жесткие установки, сколько стандарты и порядки, которых должны придерживаться на рабочем месте, например правила гигиены и запрет на курение, разумное использование скользящего графика, регистрация телефонных сообщений и входящей почты, определенная одежда для работы в общественных местах и т.п.;
• особые условия, относящиеся к изобретениям, патентам, авторским правам и т.п. на продукты, материалы, разработанные в рабочее время. Все права обычно принадлежат работодателю, а не работнику, если только не было взаимного соглашения об обратном;
• условия изменения контракта — в конце каждого трудового договора есть раздел, посвященный изменениям, которые могут быть внесены в этот трудовой договор и о которых работник должен быть уведомлен заблаговременно;
• реквизиты сторон, подписи.