Плетение из бересты

Категория: Производство

Не менее интересно плести изделия из бересты, т. е. из коры березы. Береста в качестве поделочного материала используется так же давно, как и лоза. Из бересты можно изготовить не только всем известные лапти, но и кузов для саней и бесконечное множество емкостей, которые необходимы в хозяйстве. Как и лоза, береста — материал распространенный, но при этом легкий, пластичный, богатый по цвету.

Бересту заготавливают в мае—июне, так как в это время начинается сокодвижение, которое образует влажную прослойку между слоями бересты, благодаря чему она легко снимается. В зависимости от характера и размеров изделия бересту снимают спирально (для крупных предметов, требующих особой прочности) или кольцами (для различных мелких поделок).

Снятую бересту раскладывают на столе, накрывают фанерой, сверху помещают гнет. Это обязательная операция, так как в противном случае береста скручивается, что препятствует работе.

Бересту хранят в прохладном месте, чтобы она не пересыхала, и используют по мере необходимости. Отрезают кусок нужного размера, расщепляют его на слои, покрывают тонким слоем растительного масла и нарезают ленточки, которые называются лычками. Лицевой стороной лычки является та, которая ориентирована внутрь ствола.

Чтобы изделие получилось аккуратным, лычки по всей длине должны иметь одинаковую ширину. На концах их нужно заострить, чтобы облегчить плетение.

Плетение изделия из бересты немыслимы без специальных инструментов .

 

Линейка имеет заточенный, но не острый конец, кодочиг (встречается и написание коточиг) представляет собой тупое плоское шило. Его применяют при плетении крупных изделий, а для мелких предметов и сувениров вполне подойдет пластмассовая косточка, имеющая разные концы: 1 торец — заостренный, 2-й — ровный.

Кроме того, потребуются:

медицинский пинцет, которым можно поддеть лычку и вытянуть, когда пальцами это сделать уже невозможно;

вязальная спица и линейка, которыми поднимают лычки. Первая предназначается для небольших предметов, вторая — для крупных;

проволока, не слишком упругая, чтобы скрученный обруч не деформировался при нажатии на него пальцами;

нитки;

скрепки, которые фиксируют узлы во время работы. Если этого не сделать, лычки расплетутся, поэтому скрепки нужны до окончания плетения (вполне подойдут обычные бельевые прищепки);

кусачки;

грузики, которые прижимают лычки к столу, не давая им скручиваться;

бельевые прищепки, которыми скрепляют по 20—30 лычек. В таком виде их вешают на гвоздик.

И последнее замечание: дно изделия из бересты получается выпуклым. Чтобы сделать предмет устойчивым, в него вставляют подходящего размера фанерку и прижимают гнетом. Через несколько часов дно становится плоским.

Перед тем как изготовить более сложное изделие, желательно потренироваться на самом простом, например на браслете.

Для браслета подбирают ленту из бересты, среднюю по толщине и длиной 50 см (примерно 2,5 охвата кисти). Из ленты формируют кольцо такого размера, чтобы рука свободно в него проходила, и зажимают его скрепкой. Свободный конец разрезают на 3 лычки , между которыми вплетают либо лычку другого цвета, либо используют ту же лычку, но взятую с другой стороны.

 

С внутренней стороны кольца цветная полоска ложится прямо, с лицевой стороны она переплетается с нарезанными лычками. Самый простой узор — шахматка. Если длина полоски окажется недостаточной, новую лычку подсовывают под готовый квадратик и продолжают плетение. По окончании работы кончик продевают под несколько квадратиков и обрезают. Браслет станет выглядеть более эффектно, если его дополнительно украсить одним из описанных ниже способов.

Чтобы ускорить процесс обучения, попробуем совместить его с изготовлением простейшего изделия — солонки. Для нее подбирают 12 лычек длиной по 30 см. Из них сплетают полотно, схема которого представлена на рисунке. (Обратите внимание, что принцип плетения очень напоминает простое плетение из лозы).

Плетение считается правильным, если каждая лычка пропущена то сверху, то снизу. За этим необходимо следить в процессе работы. Чтобы зафиксировать углы полотна, используют скрепки. Углы квадратного изделия всегда размещают посередине сторон полотна. Чтобы сформировать угол, лычки 1,2,3 переплетают с лычками 4,5, 6, причем начинают в такой последовательности: 3, 2,1 .

 

Если плетение получится рыхлым, лычки подтягивают и фиксируют скрепками. Таким же образом выполняют и остальные углы.

Закончив углы, приступают к заполнению образовавшихся промежутков, после чего изделие должно приобрести такую форму, которая представлена на рисунке, и может быть намечена его высота.

 

Если плетение получится рыхлым, лычки подтягивают и фиксируют скрепками. Таким же образом выполняют и остальные углы.

Закончив углы, приступают к заполнению образовавшихся промежутков, после чего изделие должно приобрести такую форму, которая представлена на рисунке, и может быть намечена его высота.

 

Изделие станет лучше держать форму, если его край ограничить проволокой, из которой образуют кольцо. Чтобы кольцо не распускалось, его перетягивают ниткой .

 

Остается надеть кольцо на изделие на необходимой высоте и перегнуть через нее все концы лычек наружу, в результате чего кольцо окажется внутри. Отсюда солонку оплетают еще 1 слоем, причем лычки перемещают попарно навстречу друг другу. Когда они соприкоснутся, их концы прячут под верхний квадратик, а излишек обрезают.

Случается, что длины лычка оказывается недостаточно и 1 или 2 квадратика остаются свободными. Нужно отрезать лычку соответствующей длины и довести ее до другой, чтобы можно было спрятать концы. Вот солонка и закончена .

 

Теперь, когда вы имеете представление, как изготовить изделие простой формы, необходимо научиться украшать его край, чтобы придать предмету выразительность и завершенность. Чаще прибегают к таким приемам, которые позволяют получить прямой край, мысок, двойной мысок и тупой мысок.

1. Прямой край  выполняется проще и применяется при оформлении кромки корзин, коробок с крышками и других подобных предметов.

 

Прием осуществляется в следующей последовательности: 2 конца, например лычек 3 и 1, одновременно перегибают через проволоку наружу (на рисунке она обозначена горизонтальной чертой) и вплетают конец лычки 3 туда, где проходит лычка 1. С точностью до наоборот поступают с лычкой 1, вплетая ее туда, где проходит лычка 3. После чего переходят к очередным лычкам.

2. Мысок смотрится более оригинально и от прямого края отличается тем, что при его выполнении лычки перегибают не через проволоку, а через соседние лычки .

 

Сначала лычку 2, которая идет с внутренней стороны изделия, перегибают через боковую сторону лычки 1, расположенную рядом с проволокой, потом поверх нее перегибают конец лычки 1. Кончики обеих лычек заправляют в ближайшие переплетения, после чего переходят к очередным лычкам, перемещаясь по периметру всего изделия. Такое оформление краев подходит для тарелок, конфетниц и изделий без крышки.

3. Двойной мысок  выгодно отличается от предыдущего тем, что является объемным. Общее у них то, что такой прием используют при оформлении краев тех же предметов.

 

Работа проводится так же, как при выполнении одинарного мыска, но концы лычек 1 и 2 не заправляют в расположенные рядом переплетения, а прижимают к внутренней стороне так, чтобы они оказывались опять направленными вверх, после чего выполняют еще 1 мысок, начиная с лычки 1, лежащей ближе к внутренней стороне, потом то же проделывают с лычкой 2. Далее переходят к следующей паре лычек.

4. В отличие от простого мыска, при котором пересекаются 2 конца, при выполнении тупого мыска задействуют 4 пересекающихся конца .

 

Сначала перегибают лычку 1 и вплетают ее конец в ближайшие квадратики. Лычку 2 перегибают выше (на рисунке это показано пунктирной линией), помещают на заправленный конец лычки 1, подводят под квадратик, отмеченный на том же рисунке крестиком, и заправляют под все находящиеся поперек него квадратики.

Таким же образом поступают с концом лычки 3, которую перегибают через лычку 2 и заправляют в помеченный крестиком и далее под все лежащие на ее пути квадратики, располагая параллельно лычке 1.

Конец лычки 4 перегибают по основной линии через конец лычки 3, подсовывают сначала под квадратик с крестиком, потом под все остальные, лежащие поперек, и располагают параллельно лычке 2.

По ходу выполнения изделия возникает необходимость то расширить, то сузить полотно, поэтому приходится прибавлять и убавлять лычки. Введение дополнительной лычки не только расширяет изделие, но и изменяет его форму и может рассматриваться в качестве декора. Поскольку мы осваиваем только азы плетения из бересты, то научимся делать простую прибавку (так для простоты изложения будем называть дополнительную лычку).

Для простой прибавки  нужно определить соответствующее место (оно помечено крестиком), расплести нужные лычки и отогнуть их концы под углом 90° к изделию.

 

Добавочную лычку фиксируют скрепками к концам лычек 6 и 1, после чего заплетают все лычки, которые были распущены и отогнуты под прямым углом, следующим образом. Конец лычки 1 перегибают через конец Б дополнительной лычки. Конец лычки 6 накладывают на конец лычки 1 и зажимают скрепкой.

Концы, которые были распущены, продолжают переплетать. Для чего конец лычки 5 перегибают через конец А дополнительной лычки, подводят под конец лычки 1 и фиксируют скрепкой. Конец лычки 4 подводят под конец А дополнительной лычки, накладывают на конец лычки 1 и тоже фиксируют. Конец лычки 2 накладывают на конец лычки 6, проводят под концом лычки 5, потом поверх конца лычки 4 и фиксируют. В последнюю очередь занимаются концом лычки 3, который перегибают через конец Б дополнительной лычки, проводят под конец лычки 6, накладывают на конец лычки 5, проводят под концом лычки 4 и фиксируют.

Поскольку концы А и Б дополнительной лычки ориентированы в разные стороны, данный элемент называется прибавкой с разведенными концами. (Прибавки бывают с перекрещивающими концами, с зигзагом, которые также размещаются на боковых стенках изделия. Если прибавки сделать по дну, то изделие могут украсить своеобразные ножки). Обращаем ваше внимание на то, что прибавки должны располагаться на изделии симметрично, чтобы не нарушить его форму.

Но берестяное полотно бывает необходимо не только увеличить, но и уменьшить. В таких случаях выполняют убавки (по аналогии с прибавками). На полотне намечают место, после которого изделие должно быть убавлено .

 

Если убавку делают после квадратика, сложенного из концов лычек 8 и 1, то задействуют концы лычек 7 и 2. Но сначала полотно распускают до этого места. Потом конец лычки 7 обрезают до уровня края конца 1 (на рисунке это место отмечено жирной чертой), потом конец лычки 2 вплетают в лычку 7, осторожно подтягивают конец, чтобы конец лычки 1 сомкнулся с концом лычки 8, из-под которого выходит конец лычки 2. При этом нельзя допускать ослабления плетения, чтобы не образовалось большое отверстие.

Обрезанный конец лычки 7 располагается поперек конца лычки 1. Такое же положение должен занять и конец лычки 2, поскольку он будет вплетаться в направлении, предназначенном для лычки 7. Если все сделано правильно, на полотне сформируется уголок, после чего лычки, которые были распущены, необходимо заплести. Чтобы замаскировать убавку, квадратики осторожно перемещают друг к другу и подтягивают кончики, выполняя переплет.

Некоторые изделия, например ларцы, сундучки, уместно дополнить ножками, которые выполняют на углах изделия и приплетают после того, как работа завершена. Ножки  делают так же, как тупой мысок.

 

В намеченном месте под квадратики подводят дополнительные лычки, причем изнаночной стороной кверху, и переплетают в соответствии с рисунком 97. По окончании работы кончики заправляют в изделие, излишек обрезают.

Берестяные изделия, как, впрочем, и другие, становятся более оригинальными, если их соответствующим образом декорировать. Это особенно касается тех предметов, которые выполнены из однотонного материала. Придать им разнообразие может отделка  берестой другого цвета или оттенка, выполненная, например, по окружности. Часто используют такой прием, как орнамент из треугольников, которые располагают по периметру изделия на одном уровне. Если использовать 2 параллельные лычки, то треугольники можно превратить в ромб. Интересно смотрится такой элемент, как рожок.

 

Берестой можно оплести, например, бутылку для домашнего вина. Для чего измеряют диаметр дна бутылки и заготавливают необходимое количество лычек. Предположим, что дно имеет диаметр 10 см, значит, потребуются 20 лычек шириной по 1 см. Работа пойдет быстрее, если увеличить ширину лычек до 2 см, при этом и количество лычек уменьшится вдвое.

Для начала, как обычно, выполняют исходное полотно и углы. Если у бутылки есть расширение, то, доплетя до этого места, начинают делать прибавки, располагая их симметрично. Когда бутылка начнет сужаться, выполняют убавки, размещая их симметрично по окружности. Дойдя до горлышка, все лычки доплетают до конца, потом обвязывают их ниткой и заканчивают ровным краем, перегибая концы лычек через нитку.

Береста пригодна не только для плетения. Это такой благодатный материал, который может быть использован и для прорезной резьбы, и для тиснения, и для росписи, и для аппликации.

Прорезной резьбой, как правило, украшают различные предметы, выполненные из дерева. Это всевозможные шкатулки, игольницы, колечки, хлебницы и т. п. Но могут быть и самостоятельные предметы, например берестяная закладка для книг . Для крупных предметов такой способ декорирования не подходит, поскольку материал деликатный, нежный и легко повреждаемый.

 

Далее, применяя остро заточенный нож-косячок, вырезают орнамент , который потом дополнительно украшают тиснением. Это могут быть черточки, точки, штрихи и прочее, имитирующее прожилки листьев, оперение птиц и т. д. Для работы используют инструменты, представленные на рисунке.

 

 

Кроме того, можно использовать инструменты из набора для резьбы по дереву, включая стамески разного профиля, просечки и др.

Занимаясь резьбой по бересте, режущий инструмент держат вертикально, опираясь локтем на стол. Другой рукой прижимают заготовку к доске и одновременно подают по ней нож, что значительно облегчает выполнение работы.

Вырезанный узор наклеивают на декорируемую поверхность. Клей подойдет любой — ПВА, столярный и пр. Но при этом его нужно наносить аккуратно, чтобы он не выступал на лицевую поверхность бересты, с которой его сложно удалить, не повредив материал. Контуры прорезанного узора очищают от клея, аккуратно действуя кончиком ножа.

При отсутствии опыта не следует насыщать композицию многочисленными мелкими элементами, лучше учиться на простых геометрических орнаментах.

Не менее интересной является техника тиснения по бересте. Она опирается на способность материала сохранять отпечатки, выдавленные твердым предметом. Основные инструменты — чеканы с различными узорами (ромбиками, звездочками, гребешками и пр.) и молоток .

 

Их нетрудно изготовить самостоятельно из металла, древесины твердых пород и др. Например, из гвоздя длиной 150—200 мм можно сделать чекан в виде цветка, солнца. Для этого напильником стачивают острую часть гвоздя до круга в торце, после чего треугольным надфилем пропиливают узор. В заключение чекан нужно отшлифовать, чтобы он не повреждал бересту.

В соответствии с замыслом бересту нарезают полосками, пластинами, удаляют верхний загрубевший слой.

Заготовку кладут на доску, как и при выполнении резьбы, наружным слоем вниз. Чекан прикладывают узорной стороной в соответствующее место и ударяют по нему молотком.

От того, насколько силен удар, будет зависеть глубина тиснения. Но желательно, чтобы не пришлось повторять всю операцию еще раз, поскольку

точно попасть в то же место трудно и можно испортить узор. В качестве примера приведем такие узоры, как на рисунке.

 

Эффектно смотрятся изделия, выполненные в комбинированной технике, когда сочетаются прорезная резьба и тиснение или аппликация.