Показатели эргономических свойств изделий

Категория: Производство

Оценка показателей эргономических свойств товаров включает в себя ряд этапов и операций, порядок и содержание которых определяются целями оценки, сложностью изделия и т. п. Как правило, предусматривается проведение двух основных этапов: анализ эргономических свойств товара и процесса его потребления; собственно оценка показателей эргономических свойств.

Цель первого этапа — выявить связь человека с изделием в системе «человек — изделие (комплекс изделий) — среда использования». При этом эксперты анализируют:

структуру возможных ситуаций потребления товаров, особенности основных групп потребителей;

эргономические свойства элементов изделия, форму, размеры и расположение органов управления, характеристики средств отображения информации и т.д.;

гигиенические факторы, обусловливающие оптимальные условия жизнедеятельности человека (шум, вибрация, ультразвук и т.д.).

Выполнение первого этапа позволяет экспертам выявить важнейшие достоинства и недостатки товара, получить объективную и необходимую информацию для определения его эргономического уровня.

На втором этапе выбирают конкретные критерии и методы оценки, определяют показатели эргономических свойств товара, а также выносят обобщенное суждение об эргономическом уровне товара.

В зависимости от целей оценки, особенностей ее проведения, а также выбранного метода такой анализ и оценку качества товаров могут проводить:

а) специалисты в области эргономики (физиологи, гигиенисты, инженеры-психологи и т.п.), знакомые с особенностями потребления оцениваемой группы товаров и имеющие опыт участия в оценке качества продукции;

б) квалифицированные специалисты — эксперты, организованные в экспертные группы (комиссии) и высказывающие суждения о качестве товаров на основе своего опыта, знаний и интуиции;

в) потребители, имеющие практический опыт эксплуатации оцениваемой группы товаров.

Процедура анализа, предшествующая оценке показателей эргономических свойств товаров, состоит из ряда операций.

Начальная операция — знакомство с изделием по его краткой характеристике и материалам к нему (инструкции по эксплуатации, карта технического уровня и качества, проспекты, стандарты и т.д.) о назначении изделия, функциональных особенностях и этапах потребления, выявление основных групп потребителей.

В процессе эргономического анализа учитываются также данные отечественных и зарубежных нормативно-технических документов и рекомендаций, в которых изложены нормы и требования к эргономическим показателям товаров данной группы. Для отбора базовых образцов и формулирования критериев эргономической оценки рассматриваются аналогичные изделия отечественного и зарубежного производства, соответствующие лучшим мировым достижениям, а также перспективные образцы и реальные проектные разработки, в которых учтены основные тенденции развития конструктивных решений изделий данного вида и особенности взаимодействия с ними человека.

Изделие опробывается в действии, что позволяет экспертам представить себя в роли потребителей и воспроизвести их действия в разных условиях потребления. Главным на этом этапе является эргономический анализ процесса потребления изделия. Учитывая значительное разнообразие культурно-бытовой деятельности человека (по целям, мотивам, способам выполнения действий, условиям использования изделий и т.д.), содержание эргономического анализа потребления изделий может быть разным. Так, при оценке качества мотоциклов могут быть исследованы показатели функционального состояния водителей. При оценке качества бытовых электроплит могут быть использованы методы пооперационного, психологического и психофизиологического анализа, проведен опрос потребителей по специальной анкете. При оценке качества детских колясок можно использовать анатомический и биомеханический методы исследования эргономических свойств. Тем не менее главным моментом эргономического анализа является целостное рассмотрение всех сторон деятельности человека.

Эргономический анализ дает возможность сформулировать требования к качеству оцениваемого изделия. Они устанавливаются на основе общих эргономических требований с учетом выявленных особенностей взаимодействия человека с изделием.

Следующей важной операцией аналитического этапа является определение номенклатуры эргономических свойств товаров на основе их видовой номенклатуры и данных об эксплуатации изделия, изучения изделий-аналогов, справочных данных и научно-технической документации.

Построение номенклатуры в общем виде осуществляется в два этапа. Используя типовую номенклатуру эргономических показателей качества товаров, эксперты строят видовую номенклатуру, включающую в себя совокупность комплексных и единичных показателей, характеризующих уровень эргономичности всех видов изделий данной группы, имеющих одно название и выполняющих одинаковую или сходную функцию.

Видовую номенклатуру строят в виде иерархической структуры, подразделенной на взаимосвязанные уровни. На верхнем уровне находятся комплексные показатели, на нижнем — единичные и комплексные, значения которых могут быть определены тем или иным методом (измерительным, расчетным и т.п.). Число уровней иерархии определяется сложностью изделия, а также целями эргономического анализа и оценки.

На следующем этапе эксперты определяют номенклатуру эргономических показателей качества конкретного изделия на основе видовой номенклатуры путем отбора наиболее важных для данного изделия показателей и их детализации. Детализация видовой номенклатуры эргономических показателей может идти в двух направлениях — содержательном и структурном.

В содержательном направлении уточняют наименование, характер и важность показателей эргономических свойств конкретного товара, в структурном устанавливают порядок деления показателей по уровням рассмотрения, а также возможную границу детализации их групп. При этом из видовой номенклатуры исключают показатели, не характерные для эргономического качества оцениваемого товара, и включают при необходимости новые, выявляющие специфику взаимодействия с ним человека.

Большое влияние на выбор номенклатуры эргономических свойств оказывает система «человек—изделие (комплекс изделие—среда использования».

Для оценки эргономичности простых (без органов управления) изделий номенклатура показателей, как уже отмечалось, должна отражать главным образом особенности обращения с изделием на этапах его использования и хранения.

Для эргономической оценки технически сложных изделий с органами управления и средствами обратной связи требуется развернутая структура эргономических показателей связи человека с изделием.

При оценке качества изделий, увязанных в единый потребительский комплекс, необходимо учитывать показатели, характеризующие, с одной стороны, специфику связи человека с каждым из элементов комплекса, а с другой — особенности взаимодействия человека с потребительским комплексом в целом.

Заключительная операция этапа эргономического анализа изделия — определение значений показателей путем измерения или их описания.

При определении показателей эргономических свойств изделий, полезный эффект использования которых воспринимается потребителем сенсорно (например, фото- или телеизображения), рекомендуется учитывать нелинейный характер соотношения их объективных значений и субъективно воспринимаемых потребителем. Это требование вытекает из концепции о том, что помимо реального физического пространства, в котором мы живем, существует субъективное пространство наших ощущений объективной реальности. Его компоненты не всегда адекватны компонентам объективного пространства, отражением которого является пространство ощущения. Поэтому одной из актуальных и сложных проблем эргономических измерений является выяснение связи между этими двумя видами пространств. В частности, речь идет о переводе численных характеристик того или иного объекта или его свойств, существующих в реальном пространстве, в субъективно воспринимаемые характеристики, локализуемые в пространстве ощущений.

Этап оценки показателей эргономических свойств товаров состоит из двух операций:

определение эргономических критериев;

выбор методов оценки в зависимости от целей и задач оценки, ее сроков, полноты и точности необходимой информации.

Дифференциальным методом оценивают единичные показатели эргономических свойств. Он основан на сопоставлении значений эргономических показателей с их базовыми значениями.

Комплексным методом определяют обобщенный эргономический показатель, который чаще всего выражается средневзвешенным показателем качества товара.

Разновидностью комплексного метода является экспресс-метод. Его применяют для определения обобщенного эргономического показателя без предварительного получения значений единичных показателей и их коэффициентов весомости.

 При оценке показателей эргономических свойств товаров с использованием экспресс-метода (целостная оценка) проводят следующие операции:

делят эргономические показатели на измеримые и неизмеримые;

анализируют измеримые показатели качества в сравнении с базовыми;

анализируют неизмеримые показатели в сравнении с базовыми по их описаниям;

выявляют значимость отдельных показателей и целых групп;

определяют обобщенную оценку эргономического уровня качества изделия.

Широко применяют для оценки эргономических свойств товаров комбинированные методы. Так, если эргономическая оценка ограничивается исследованием удобства пользования изделием и опирается на результаты сравнения свойств и характеристик изделия с совокупностью выбранных базовых показателей, используют комбинацию инструментально-расчетного, экспертного и социологического методов.

В отдельных случаях применяется частная комбинация методов, т.е. эргономическая оценка качества товара выносится на основе данных, полученных с помощью только экспериментального и социологического методов или только инструментально-расчетного и экспертного методов. Комбинацию методов можно использовать и для оценки измеримых эргономических показателей. При этом экспертные оценки дополняют и корректируют результаты, получаемые инструментально-расчетным или социологическим методом.

Когда необходимо получить наиболее всестороннюю и достоверную эргономическую оценку изделия, при которой акцент переносится с изделия на его потребителя, а эргономический уровень товара определяется соответствием психофизиологических и других функциональных характеристик потребителя заданным условиям потребления, можно использовать комбинацию экспериментальных методов. В этом случае у групп условных потребителей оцениваемого изделия и его аналогов исследуют психофизиологические аспекты их деятельности, регистрируют комплекс показателей, позволяющих судить об эффективности и оптимальности результатов оценки, динамике функциональных состояний потребителей-испытуемых, их работоспособности в конкретных условиях использования оцениваемого товара в сравнении с базовыми образцами.

Для сокращения процедур эргономической оценки качества товаров можно ограничиться комбинацией экспертных и экспериментальных методов путем совмещения в одном лице экспертов и испытуемых. Это позволяет дополнить объективные данные лабораторных исследований суждениями квалифицированных специалистов.