Понятия и сущность декоративно-прикладного искусства

Категория: Производство

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия главным образом для быта.

Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также изделия, не являющиеся произведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря труду художника.

Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по использованному материалу (металл, керамика, текстильные, дерево и т.п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка и др.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Декоративно-прикладное искусство решает практические и художественные задачи, а также создает материальные и духовные ценности. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с укладом жизни, с этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.

Составляя органическую часть предметной среды, произведения декоративно-прикладного искусства постоянно воздействуют на душевное состояние и настроение человека, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.

Эстетически насыщая и преображая окружающую человека среду, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространственным решением, с другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому значимость произведений декоративно-прикладного искусства может быть понята лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) о взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей и ритмическая структура изделия служат единственными средствами воплощения его эмоционально-образного содержания. Например, изделия из стекла или других нетонированных материалов без декора наглядно доказывают особое значение для произведений декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка. Эмоционально-содержательный образ изделия часто активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением его формы с каплей, цветком, фигурой человека или животного, их отдельными элементами, с каким-либо другим изделием — колоколом, балясиной и т.п.).

Декор изделия также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря декору предмет быта становится произведением декоративно-прикладного искусства, обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме). Например, простая форма и нарядная, праздничная роспись поверхности хохломских изделий различны по своему эмоциональному звучанию; декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе.

Для создания декора предметов декоративно-прикладного искусства широко используют орнамент и элементы (порознь или в различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже графика). Средства изобразительного искусства и орнамент порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт — стилизованных пальмообразных листьев, волют — спиралевидных завитков с «глазком» в центре; звериных лап и голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решетки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начала проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приемов его обработки играют в декоративно-прикладном искусстве роль особо активных средств эстетического воздействия.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими корнями уходит в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское ремесло. С развитием товарно-денежных отношений формировались кустарные народные художественные промыслы. Становление феодальных городов, эволюция цехов и корпораций ремесленников (оружейников, ткачей, ювелиров и т.д.) привели к созданию художественной промышленности — отрасли, производящей декоративно-прикладные художественные изделия индустриальными методами. Развитие мануфактурного способа производства в XVI —XVII вв. способствовало появлению новых видов декоративно-прикладных изделий, изменило сами методы их изготовления, отделило разработку проекта от процесса его воплощения в материале.

В Европе активнее всего развивалось изготовление художественных тканей, важнейшими центрами которого первоначально были города Северной и Средней Италии, Фландрии и Брабанта, а также производство стеклянных и керамических изделий в Венеции, Фаэнце и др. В XVIII в. в Европе появились фарфор (майсенский в Германии и севрский во Франции) и художественная керамика.

В XVIII — начале XIX в. интенсивно развивалось производство художественных изделий в России: фарфоровых (Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге) и камнерезных (Петергофская гранильная фабрика, Демидовские камнерезные заводы на Урале).

С упрочением капиталистических производственных отношений индустриальные промышленные методы постепенно внедрялись в разные отрасли художественной промышленности. Промышленный переворот конца XVIII — начала XIX в. сопровождался демократизацией, ассортимента художественных изделий: наряду с производством дорогих шелковых и парчовых тканей бурно развивались хлопчатобумажное производство и ситцепечатное дело.