Прогулочные суда

Категория: Консервирование пищевых продуктов

К прогулочным судам относят личные транспортные средства, предназначенные для движения по воде. Они используются для перевозки людей и грузов, для туризма, охоты и рыбной ловли, а также для активного отдыха.

Основы устройства судов

Прогулочное судно состоит из корпуса и движителя. Форма корпуса задается конструкцией набора или каркаса, который состоит из шпангоутов и стрингеров. Шпангоут (с голл. — деревянная балка) служит для поперечной связи бортов судна. В туристских байдарках, в металлических лодках шпангоуты выполнены из металла. Они имеют форму замкнутых колец или полуколец, форма которых соответствует обводам судна (поперечный разрез судна по линии шпангоутов).

Шпангоуты соединяются между собой продольными брусками, рейками или трубками — стрингерами (от англ. string — соединять). В носовой и кормовой (задней) частях стрингеры соединяются со штевнями. Носовой штевень называется форштевень. В большинстве маломерных судов кормовая часть срезана — штевень отсутствует. В этом случае на корме имеется доска или рама — транец, к которому крепят подвесной мотор. Продольную линию, проходящую по днищу от носа до кормы, называют килем.

Поверх набора судна к стрингерам крепится обшивка. Она может быть из досок или фанеры, из алюминиевых сплавов или из прорезиненных тканей. Резиновые и пластмассовые суда изготовляются обычно без набора.

Обшивка, закрывающая корпус сверху, называется палубой (в лодках) или декой (в байдарках), незакрытая палубная часть судна, предназначенная для размещения людей, — кокпит. В кокпите устанавливаются одна-две банки — скамейки поперек корпуса судна. Часть кокпита или весь кокпит могут быть заняты спальной каютой и рулевой рубкой.

Вид материала, из которого изготовлен корпус судна, оказывает определяющее влияние на его свойства и стоимость.

Традиционным материалом для легких и дешевых лодок являются древесина, водостойкая фанера, березовый шпон. Такие лодки не тонут, не холодят в прохладные утренние часы, как металлические, поэтому пользуются популярностью у рыбаков и охотников. Продают их обычно в комплекте с веслами, иногда и с лодочными моторами небольшой мощности. Однако такие лодки подвержены гниению и имеют невысокую прочность.

Лодки из алюминиево-магниевых сплавов отличаются высокой прочностью, хорошей устойчивостью к коррозии, долговечностью (12-15 лет) и сравнительно небольшой массой.

Лодки из стеклопластика дороже металлических и несколько тяжелее их, однако они имеют целый ряд положительных свойств. Стеклопластик обладает повышенной упругостью и ударной прочностью, придает судам привлекательный вид, не корродирует и не гниет, очень легко ремонтируется с помощью клея. Пластмассовый корпус не гремит на волне или от неосторожного движения. Стеклопластик не так холодит, как металл.

Лодки резиновые имеют преимущество перед остальными. Они очень компактны в собранном виде. Последние модели лодок с простым набором могут быть использованы вместе с лодочным мотором. Такие лодки легко транспортировать на большие расстояния, они не требуют особых условий для хранения.

Прорезиненная ткань используется для изготовления разборных туристских байдарок. Этот материал отличается небольшой массой, компактностью, водостойкостью и достаточной прочностью.

Важнейшим конструктивным признаком легких судов является вид обводов, т. е. характер сопряжения бортов и днища. Различают суда плоскодонные, круглоскулые (днище плавно переходит в борт), остроскулые (в местах соединения днища с бортом имеются изломы), катамаранные (с двумя килями вдоль бортов) и тримаранные (с тремя килями).

Лодки с плоским днищем и несходящимися к носу (параллельными) бортами относят к типу "джонбот". Для них характерно отсутствие палубы и большая грузоподъемность. Подобные суда с двумя килями по бортам называют морскими санями. Их отличает высокая устойчивость на воде.