Развитие потребительского рынка товаров бытовой химии

Категория: Химический состав непродовольственных товаров

Товары бытовой химии (ТБХ) — одна из наиболее распространенных групп продукции, применяемой "Практически во всех отраслях народного хозяйства, а также в быту. Несмотря на то что в отрасли сократились объемы производства, крупные предприятия продолжают работу по созданию новых технологий и выпуску продукции с высокими экономическими и экологическими показателями.

Основные трудности большинства заводов заключаются не в проблемах снабжения и сбыта, а в недостатке оборотных средств на закупку сырья и материалов в комплексе для выпуска широкого ассортимента продукции. Актуальной остается проблема конкурентоспособности. Хотя отечественные препараты не уступают импортным по качеству, они проигрывают в оформлении упаковок и этикеток. Нашим производителям следует обращать внимание на опыт работы зарубежных фирм в разработке новых упаковок. Так, специалисты германской фирмы «Дюринг АГ» сконструировали, запатентовали и приступили к промышленному производству универсальной полимерной упаковки нового типа. Это складной контейнер с завинчивающейся крышкой. Незаполненный контейнер по внешнему виду напоминает плоский бумажный пакет. Вместимость контейнера 750 мл. Его можно изготовить всеми известными экструзионными способами на стандартном оборудовании. Поверхность упаковок оформлена клеящейся этикеткой.

Сегодня стоит задача постоянно совершенствовать методы разработки новых, более эффективных, экологически безопасных товаров бытовой химии. Предпочтительнее товары в аэрозольной упаковке, не содержащей в качестве пропеллента фреонов; абразивные чистящие средства (содержат до 95 % природных абразивов); полиэтиленовая или полипропиленовая пленка для упаковки; синтетические и природные пиретроиды. Необходимо сокращать применение в рецептурах летучих органических растворителей.

Расширение ассортимента и совершенствование качества прочих ТБХ происходят в первую очередь за счет разработки новых рецептур. Учитывая спрос населения, отечественные производители формируют структуру производства и выпуска товаров. Так, в ассортименте чистящих средств в соответствии с мировыми тенденциями резко возросла доля жидких средств и уменьшилась доля паст.

Наибольший прирост объемов производства отмечен за последние годы по средствам для мытья посуды. Необходимо и дальше развивать производство высококонцентрированных жидких средств, налаживать выпуск суспензированных препаратов, увеличивать долю препаратов на мягких абразивах, выпускать средства с грязеоталкивающими и антистатическими добавками. До последнего времени несомненным лидером в производстве чистящих средств было ОАО «Эра». Сегодня в группе лидеров ОАО «Косметическая фирма «Весна», ЗАО «Ступинский химический завод», ООО «Новомосковскбытхим».

Для улучшения качества полирующих средств в их рецептуры вводятся различные полезные добавки. Современные полирующие средства часто содержат жирующие вещества и гидрофобизирующие материалы. В качестве жирующих и гидрофобизирующих добавок могут быть применены натуральные синтетические масла — касторовое, вазелиновое, ланолиновое, — а также кремнийорганические соединения, которые улучшают внешний вид пленки, повышают ее водостойкость, облегчают нанесение и располирование. Ассортимент группы не в полной мере удовлетворяет потребность в средствах ухода за полами и мебелью из современных материалов. Необходимы средства для поддержания в хорошем состоянии полов, покрытых самоблестящими составами, для ухода за матированной мебелью.

Заметно повысился спрос на минеральные удобрения, обогащенные микроэлементами (в частности, бором). При потребности в таких удобрениях около 12 тыс. т их выпускают почти в 10 раз меньше.

В последние годы в связи с ограничением применения хлорорганических и фосфорорганических инсектицидов особую актуальность приобрели исследования по созданию инсектицидных препаратов на основе синтетических пиретроидов, в том числе перметрина.

За последнее десятилетие парк личных отечественных автомобилей и иномарок в России значительно вырос. Согласно прогнозам развития рынка легковых автомобилей эта тенденция сохранится.

Как показывает анализ, импортные товары составляют более 90 % на рынке средств автохимии. Наиболее крупным поставщиком автопрепаратов являются США и некоторые западноевропейские страны. Однако опыт показывает, что автохимия, не учитывающая особенностей автомобильного парка и топлива страны-потребителя, может больше навредить, чем помочь. Средства автохимии должны быть адаптированы к видам топлива, масел, конструкциям двигателей и систем питания, доминирующих в России. Кроме того, цены должны соответствовать финансовым возможностям среднестатистического российского покупателя.

Хорошие перспективы деятельности на российском рынке у таких компаний, как CRC (США), Doctor Wax, входящей в структуру компании Hi-Gear (США), Wynns (Бельгия). И отечественные компании начинают проявлять активность на рынке автохимии. Фирма ВЭЛВ (Санкт-Петербург) закупила иностранное оборудование для изготовления аэрозолей, чтобы заполнить эту нишу в ассортименте. В перспективе у фирмы — выпуск очистителей карбюраторов, автополиролей, очистителя тормозных дисков, антизапотевателя и ряда других необходимых на потребительском рынке товаров. Компания ВМП АВТО разрабатывает и производит новейшие смазочные композиции.

Совершенствованию качества и обеспечению конкурентоспособности прочих ТБХ, безусловно, способствовало введение, как уже упоминалось, ГОСТ Р 51696—2000 «Товары бытовой химии» и ГОСТ Р 51697—2000 «Товары бытовой химии в аэрозольной упаковке». Особое внимание в них уделено показателям безопасности и эффективности дезинфицирующих, дезинсекционных, дератизационных средств.

В целом конъюнктура, сложившаяся на рынке прочих товаров бытовой химии, в обозримой перспективе не претерпит значительных изменений и будет зависеть от социально-экономических условий развития страны.