Главная > Производство

Резьба по кости

Развитие промыслов резьбы по кости определялось и определяется сегодня условиями ее добычи. На Чукотке добыча и обработка клыков моржа — это образ жизни охотников на морского зверя. В Сибири бивни мамонта находили и находят до сих пор в вечной мерзлоте тундры. Клыки моржа и бивни мамонта становятся все большей редкостью, из них изготовляют уникальные высокохудожественные произведения.

Различные кости, применяемые для художественных работ, имеют свои особенности, которые приходится учитывать при конструировании предмета и его декоративной обработке. Твердость кости позволяет выполнять тончайшую ажурную резьбу, но и заставляет помнить о хрупкости такого рисунка. Белизна слоновой кости требует четкой проработки рельефа, чтобы на нем хорошо играли свет и тень. На чуть желтоватой поверхности моржового клыка гравированный рисунок необходимо подчеркнуть цветом. Из целых бивней слонов и мамонтов можно изготовить скульптуру любой формы. Клык моржа имеет ячеистую структуру, что ограничивает его возможности. Свои ограничения диктуют небольшой размер и внутренняя полость зуба кашалота. После полирования все эти виды благородной кости приобретают хороший блеск и ярко выраженную структуру. В отличие от них простая цевка — желобчатая кость между пальцами и голенью птиц, а также надкопытная кость у лошади требуют дополнительной обработки. Ее обезжиривают, отбеливают, а трубчатую форму распиливают на пластины или части, соответствующие форме будущего изделия.

Чукотский промысел. Это наиболее древний центр искусства резьбы и гравирования на моржовых клыках. Своеобразие этого искусства состоит в органичном соединении формы предмета с художественным оформлением, как бы уточняющим его назначение и «одушевляющим» его. Предметы из кости изготовляли для использования в быту: ножи, гарпуны, наконечники. Их поверхность украшали гравированным орнаментом, смысл которого до сих пор не разгадан, или усиливающим функцию предмета скульптурным изображением, охраняющим его владельца от беды, способствующим удаче в охоте. Современные резчики все реже вырезают предметы из кости, в основном они создают скульптуры и гравюры на клыках. Анималистическая тема является ведущей в скульптурных работах. Хорошо зная повадки и особенности животных, мастера выбирают для изображения самые типичные моменты движения. Художники передают свое уважительное отношение к диким животным, подчеркивая их мощь и природную красоту.

Для выполнения гравюры используют инструмент, напоминающий коготь птичьей лапы и потому называемый «коготком». Внутреннюю часть рисунка делают стамесочкой — «кисточкой». Ею вырезают бороздки, на которые затем наносят цвет. Глубоко самобытное искусство резчиков и граверов Чукотки — совершенно уникальное по форме и содержанию явление народного творчества.

Холмогорский промысел. Искусством резьбы по кости — «рыбьему зубу» — занимались жители Холмогор (60 км от Архангельска) и в окружающих его деревнях. Промысел берет начало в средние века. XVIII в. был периодом активного развития промысла. Строительство новой столицы России — Петербурга — сопровождалось заказами на изготовление богатых, нарядных вещей для императорского двора и его окружения.

Ларцы больших и малых размеров составляли главную часть заказов. Они имели традиционную форму сундучка с четырехскатной крышкой. Делали и более простые коробочки с плоским верхом. Их деревянный корпус оклеивали костяными пластинами из моржовой кости или цевки. Чередование пластин, окрашенных в зеленый и белый цвета, усиливало декоративность коробочки.

На пластинах гравировали орнамент в виде концентрических кругов с «глазком» посередине (отсюда идет название «глазковый орнамент»). Украшали пластины и растительным орнаментом из небольших веточек с бутонами и розетками цветов. Гравированный рисунок подкрашивали. Зеленый, красный, черный цвета создавали контрасты с цветом кости и одновременно связывали ее с окрашенными пластинами. Глазковый и растительный орнаменты богато оформленных ларцов объединяли с прорезным узором из растительных мотивов и пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу из стилей барокко и рококо.

В начале XIX в. сложившиеся черты нового стиля — классицизма — вносят коррективы в работы холмогорских мастеров. Пропорции вещей приобретают строгость и изысканность. Формы предметов становятся лаконичнее, в них откровеннее проявляется геометрическое начало. Орнамент становится миниатюрнее. Тонкие гирлянды и венки на фоне тончайшей ромбовидной сетки свидетельствуют о необыкновенном мастерстве резчиков.

Холмогорский промысел к концу XIX в. переживает упадок, характерный для многих центров народного творчества.

В середине 1950-х гг. были возрождены традиции этого промысла, созданы высокохудожественные произведения, в которых проявилось владение сложными приемами резьбы.

Тобольский промысел. Тобольская резьба по кости ведет свой отсчет с 1860-х гг. Ханты и манси — народности, проживающие в бассейне р. Оби, подсказали возможность заниматься художественной обработкой кости и русскому населению. Вскоре было налажено изготовление изделий из мамонтовой кости в мастерских.

Скульптурные композиции небольших размеров определяли основной путь художественного развития тобольских мастеров. Они изображали северных жителей, занятых повседневными делами: кормлением собак, ловлей рыбы, охотой, хозяйством.

Фигуры скульптур вырезали отдельно, а затем размешали на подставке. Делали мастера и недорогие предметы декоративно-прикладного искусства — шкатулки, ножи для разрезания бумаги, применяя технику инкрустации и дополняя предметы скульптурными деталями.

Современный ассортимент изделий тобольского промысла не ограничен скульптурой. Комбинируя кость с деревом, мастера делают курительные трубки, мундштуки, миниатюрные панно, женские украшения. На темном фоне деревьев твердых пород кость применяют как инкрустацию или рельефную накладку. В зависимости от размера и назначения вещи костяные вставки имеют как орнаментальные, так и изобразительные сюжеты.

<<< Художественная обработка камня
Художественная керамика >>>

Популярное

Весоизмерительное оборудование Жизненный цикл товара Капуста квашеная Категорийный менеджмент Классификация макаронных изделий Нитки Парафармацевтическая продукция это Подъемно транспортное оборудование Роспись по дереву Статистическая обработка результатов измерений Температура замерзания спирта Технология производства пива Товарная экспертиза Товарные потери Хлопчатобумажная ткань
Рейтинг:
  • Итоги рейтинга 3.00/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0/5 (3 голоса)
кнопка на яндекс-бар


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Интересное