Главная > Одежда

Швейные трикотажные изделия

Размерная типология для массового производства одежды. Одежда, изготавливаемая в условиях массового производства, должна соответствовать форме и разменам тела человека. Однако промышленные предприятия выпускают ограниченное количество вариантов одежды на фигуры стандартных (типовых) размеров.

Рациональная система типовых фигур, достаточно точно отражающих формы тела человека, которые присущи данному населению, называется размерной типологией. Для построения размерной типологии необходимо располагать информацией о строении и размерах тела человека.

Научно обоснованные данные о строении, морфологических особенностях тела человека, его размерная характеристика могут быть получены путем массовых антропологических исследований населения.

Размерная характеристика тела человека представлена измерениями, называемыми размерными признаками.

Для производства одежды в качестве ведущих размерных признаков приняты размер, рост и полнота.

Размер фигуры определяется величиной обхвата груди в сантиметрах. Отраслевыми стандартами принята следующая классификация типовых фигур по размерам:

мужчины - 84- 88- 92- 96- 100- 104- 108- 112- 116- 120- 124- 128; женщины - 84- 88- 92- 96- 100- 104- 108- 112- 116- 120- 124-128- 132- 136.

Размер одежды определяется половиной величины обхвата груди типовой фигуры — 44- 46- 48- 50 и т.д.

Рост - длина тела человека без обуви от верхушечной точки головы до пола, измеряемая в сантиметрах. Предусмотрена следующая классификация типовых фигур по ростам: мужчины - 158- 164- 170- 176- 182- 188; женщины - 146- 152- 158- 164- 170- 176.

Полнота характеризует тип телосложения и возрастную изменчивость фигуры. Полнотными показателями являются: обхват талии у мужчин и обхват бедер с учетом выступания живота у женщин. По полнотному показателю выделены следующие варианты фигуры:

мужчины - 70- 74- 78- 82- 86- 90- 94- 98- 102- 106- 110- 114-118- 122- 126- 130;

женщины - 88- 92- 96- 100- 104- 108- 112- 116- 120- 124- 128-132- 136- 140- 144.

В отраслевых стандартах все типовые фигуры мужчин подразделены на пять, а женщин — на четыре полнотные группы.

Размер мужских сорочек устанавливается по обхвату шеи (в см) и полуобхвату груди (в см) в следующем соотношении:

размер по полуобхвату груди: 44 46 48 50 52 54 56 58 60 62 64; размер по обхвату шеи: 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48. При построении размерной типологии детей в возрасте до 3 лет ведущими размерными признаками приняты рост и обхват груди, от 3 до 18 лет - рост, обхват груди и обхват талии.

Зарубежная система размеров отличается от отечественной, причем каждая фирма в Европе и Америке может иметь свою систему размеров. В таблице приведены усредненные соответствия размеров отечественной и импортной одежды.

Таблица

Соответствия размеров отечественной и импортной одежды

Обхват

Обхват

Между

Англия

Россия

Германия

США

Франция

талии

бедер

народ

(см)

(см)

ный

63-65

89-92

XXS

24

42

36

8

38

66-69

93-96

XS

26

44

38

10

40

70-74

97-101

S

28

46

40

12

42

75-78

102-104

М

30

48

42

14

44

79-83

105-108

L

32

50

44

16

46

84-89

109-112

XL

34

52

46

18

48

90-94

113-117

XXL

36

54

48

20

50

93-97

118-122

XXXL

38

56

50

22

52

Формирование потребительских свойств одежды в процессе проектирования и производства. Промышленное производство одежды состоит из двух этапов. На первом этапе, называемом проектированием, создается первичный образец, или модель, одежды и разрабатывается вся необходимая техническая документация.

Проектирование включает процессы моделирования и конструирования.

На втором этапе происходит изготовление одежды по первичному образцу партиями, сериями.

Моделирование — процесс разработки модели, по которой в дальнейшем изготавливают изделия промышленным способом и индивидуальным.

При создании модели помимо используемых материалов, назначения одежды, предлагается фасон изделия.

Фасон изделия характеризуют силуэт и покрой.

Силуэтом называется плоскостное изображение формы одежды. Он характеризует степень прилегания одежды к фигуре, ширину и высоту плеч, положение линий талии и низа.

По степени прилегания к фигуре по линии талии силуэт может быть: прилегающим — плотно облегает и подчеркивает талию; полуприлегающим — плотного облегания нет, талия слегка обозначена; прямым — ширина изделия одинакова на уровне линий груди, талии, бедер и низа; и свободным или трапециевидным — изделие расширено от линии груди до низа.

Покрой характеризуется:

видом стачивания рукава (втачные, реглан, цельнокроеные, кимоно);

формой воротника (прямой, круглый, шалькой, стойки и т.д.);

видом застежки;

видом кармана.

Особенности моделирования изделий из трикотажа связаны со спецификой трикотажного производства и свойствами трикотажных полотен.

Конструирование — процесс разработки по образцу модели чертежей деталей изделия и изготовления лекал (выкроек).

Объемная форма изделия при разработке конструкции должна быть развернута на плоскости. Объемную форму изделия придают за счет вытачек и швов.

Конструкция должна полностью воспроизводить модель и обеспечивать хорошую посадку изделия на фигуре.

При разработке конструкции одежды в качестве исходной базы используют размерные признаки типовых фигур, приводимые в размерно-ростовочных стандартах, и припуски. Припуск дается на свободное облегание и декоративное оформление одежды.

Существуют различные способы разработки конструкции одежды: расчетно-графические, макетно-модельные и т.д. Современными методами конструирования являются методы с использованием специальных компьютерных программ.

Схема конструкции изделий включает определенные детали. Плечевые изделия (пальто, пиджаки, блузки, платья, сорочки и др.) включают следующие детали:

основные: полочки, спинка, рукава, нижний воротник; производные: верхний воротник, подборта, детали карманов, застежки, детали подкладки, прокладочные детали, отделочные.

Поясные изделия (брюки, юбки, трусы и др.) состоят из следующих деталей:

основные: передние и задние половинки брюк (юбки), пояс; производные: детали застежки, карманов, подкладки, прокладок и отделочные.

Лекала основных деталей изготавливают по их чертежам, предусматривая припуски на швы, подшивку.

Разработанную конструкцию проверяют путем изготовления по полученным лекалам контрольного образца изделия.

Лекала всех размеров и ростов получают пропорциональным уменьшением или увеличением размеров лекал среднего размера и роста.

На втором этапе происходит изготовление одежды по первичному образцу (тиражирование).

Процесс изготовления одежды включает следующие процессы:

раскройный (подготовительные и основные операции); пошивочные операции, т.е. соединения деталей и узлов одежды; влажно-тепловая обработка; заключительно-отделочные операции.

Подготовительные операции раскройного процесса включают:

приемка материалов по количеству и качеству (все обнаруженные пороки отмечают мелом, нитками, чтобы при раскрое они не попали на детали изделия);

конфекционирование (подборка для каждой модели всех материалов - основных, прокладочных, теплозащитных, отделки, фурнитуры, ниток и др.);

подсортировка тканей в настилы (в один настил объединяют материалы, одинаковые по волокнистому составу, ширине, рисунку, фактуре, цвету, физико-механическим показателям);

расчет кусков тканей (имеет большое значение для снижения материалоемкости одежды что выполняют с помощью компьютеров).

Обмелка (представляет собой полотно материала, на котором обведены контуры лекал, она разрезается вместе с настилом на детали). Основные операции раскройного процесса включают:

 настилание материалов;

разрезание настила (осуществляется либо электрическими раскройными машинами, либо путем вырубки на прессах с помощью специальных ножей-пуансонов, имеющих форму выкраиваемых деталей. Перспективны безнастильные и бесконтактные способы раскроя, при которых материал раскраивается непосредственно с рулона лучом лазера и микроплазменной дугой);

комплектование раскроенных деталей кроя (верх, подкладка, приклад) для изделий определенной модели, размера, длины в один комплект.

Операции соединения деталей и узлов одежды играют большую роль в формировании потребительских свойств одежды — внешнего вида, качества посадки на фигуре, прочности, износостойкости и др.

Детали и узлы одежды соединяют нитками, клеем и свариванием термопластичных материалов. Наиболее распространено ниточное крепление деталей одежды. Место крепления деталей изделия называется швом.

В процессе влажно-тепловой обработки (ВТО) создается необходимая объемная форма одежды, обрабатываются швы, устраняются замины, загибаются края. Основными способами ВТО являются глажение, прессование и отпаривание.

Операциями ВТО являются:

 разутюживание и заутюживание для обработки швов;

сутюживание и оттягивание для принудительного сокращения или растяжения отдельных участков деталей;

выравнивание поверхности деталей необходимо для устранения морщин, складок, заминов ткани;

 фальцевание — загибка краев детали;

отпаривание — обработка поверхности изделия паром для придания изделию товарного вида.

К заключительным операциям процесса изготовления одежды относятся изготовление петель, закрепок, пришивка пуговиц, крючков, петель, кнопок, пряжек, чистка, окончательная ВТО.

При изготовлении одежды из трикотажных и нетканых полотен учитывают структуру и специфические свойства полотен — значительную растяжимость, эластичность, распускаемость по срезам, усадку, драпируемость.

По способу производства все трикотажные изделия подразделяются на кроеные, регулярные, полурегулярные и комбинированные.

Кроеные изделия изготавливают из метражного трикотажного полотна путем раскроя его на отдельные детали и последующего соединения их в изделие. Схема изготовления кроеных трикотажных изделий в принципе не отличается от производства одежды из тканей.

Регулярные изделия получают из деталей, связанных на трикотажных машинах. В процессе вязания деталям придают необходимую форму за счет сбавок или прибавок крайних петель. После соединения деталей и соответствующей ВТО изделия приобретают окончательную форму и товарный вид. Таким способом изготавливают многие виды верхних изделий (джемперы, свитеры и др.), все чулочно-носочные, перчаточные и платочно-шарфовые изделия.

Полурегулярные изделия отличаются от регулярных только тем, что детали, связанные на машине, подкраивают для уточнения формы. Обычно подкрой производится в области горловины, проймы, верхних срезов рукавов.

Комбинированные изделия — такие, в которых сочетаются детали кроеные и связанные на машине.

Классификация и ассортимент швейных и трикотажных изделий. Ассортимент швейных и трикотажных изделий объединяет одежду и изделия, не относящиеся к одежде.

К изделиям, не относящимся к одежде, относят предметы домашнего обихода (постельное и столовое белье, шторы), изделия туристического и спортивного инвентаря и снаряжения (рюкзаки, палатки, спальные мешки и др.). Одежда имеет наибольший удельный вес в ассортименте швейных и трикотажных изделий, объединяя более двух тысяч видов.

В классификации швейных и трикотажных изделий учитывают назначение (общее, целевое и др.), исходное сырье и материалы, из которых изготовлены изделия, конструкцию, характер отделки, способ производства, размеры изделий и др. Единой классификации швейных и трикотажных изделий нет.

Для изучения ассортимента одежды можно воспользоваться классификацией, в основу которой положен признак назначения. По общему назначению одежда делится на типы: бытовая, наиболее распространена и универсальна; специальная для защиты человека от неблагоприятных и вредных производственных факторов и загрязнений;

форменная определяет принадлежность к тому или иному ведомству, роду войск;

спортивная для создания максимальных условий для занятия определенным видом спорта;

национальная — это национальные костюмы различных народов.

Бытовая одежда по целевому назначению делится на классы:

повседневная;

торжественная;

домашняя;

рабочая;

для активного отдыха и занятий спортом.

 Бытовая одежда по функциональному назначению делится на подклассы:

верхняя одежда;

головные уборы и платочно-шарфовые изделия;

нательное белье;

корсетные изделия;

чулочно-носочные изделия.

По модельно-конструктивному признаку и использованию одежду делят на группы, которые включают следующие видовые наименования:

1) верхняя одежда: пальто, полупальто, плащ, куртка, пелерина, пиджак (мужской), жакет (женский), юбка, брюки, жилет, платье, сарафан, халат, блузка, сорочка, джемпер, пуловер, свитер, рейтузы и др.

2) головные уборы и платочно-шарфовые изделия: фуражка, кепи, шлем, берет, пилотка, капор, чепчик, шляпа, платок, шарф и др.

3) нательное белье: сорочка ночная и нижняя, пижама, трусы, панталоны, плавки, купальник, юбка нижняя, фуфайка (футболка), кальсоны и др.

4) корсетные изделия: бюстгальтер, грация, полуграция, корсет, пояс для чулок и др.

5) чулочно-носочные изделия: чулки, получулки (гольфы), носки, колготки и др.

6) перчаточные изделия: перчатки, варежки. Классификация одежды по видам производится на основании следующих признаков: во-первых, по материалу различают одежду из тканей, нетканых, трикотажных, пленочных и дублированных материалов, искусственной и натуральной кожи, а также их различных сочетаний; во-вторых, по сезонности изделия могут быть летними, демисезонными, зимними и внесезонными; в-третьих, по половозрастному признаку различают одежду женскую, мужскую, детскую (для школьного, дошкольного и ясельного возрастов); в-четвертых, по стилевому решению одежду можно разделить на три основные группы: классическая (строгая), спортивная, и форма «фантази»; в-пятых, по видовым наименованиям изделий, которые очень разнообразны.

Разновидности одежды характеризуются, во-первых, фасоном, который определяется силуэтом (прилегающий, прямой, полуприлегающий и свободный), покроем (он определяется характером втачивания рукава - втачной, реглан, цельнокройный и комбинированный; формой воротника — стойка, шалевый, обложной, круглый, шалька, прямой и т.д.; видом застежки — однобортная, двубортная, потайная на молнии и т.д.; видом карманов); во-вторых, сложностью обработки: разнообразие моделей достигается за счет изменения конструктивных и декоративных линий: швов, вытачек, рельефов, манжет, поясов, кокеток, драпировок, защипок, воланов и др.

Последней ступенью классификации является артикул изделия. Размерно-ростовочно-полнотный ассортимент одежды представляет собой процентное соотношение одежды разных размеров, длин и полнот. Он показывает, в каком количественном соотношении необходимо изготавливать одежду различных размеров, длин, полнот, чтобы в полной мере удовлетворить спрос населения.

Ассортимент одежды в значительной степени зависит от стиля и моды.

Стиль - исторически сложившаяся устойчивая общность средств и приемов художественной выразительности. Стилевое единство характерно для архитектуры, искусства, для предметов труда и быта, одежды. Стиль охватывает продолжительный период развития общества. Так, в эпоху средневековья готический стиль в одежде выразился в предпочтении удлиненных форм. А в эпоху господства стилей барокко и рококо одежда изобиловала украшениями в виде бантов, складок, кружев и т.д.

Мода в отличие от стиля — временная общность средств художественной выразительности. Мода в одежде выражается в непродолжительном господстве в определенной общественной среде тех или иных привычек и вкусов в оформлении изделий.

Важнейшими свойствами моды являются цикличность и ритмичность, которые позволяют осуществлять прогнозирование. В основе системы прогнозирования лежит принцип сведения костюма к одной из трех геометрических структур: овалу, трапеции и прямоугольнику.

Современной моде свойственны циклы в 3, 6 и 9 лет. В девятилетние циклы осуществляется смена структур формы; в шестилетние обновляются материалы, а в трехлетние циклы происходят изменения элементов формы.

Для современной моды характерно ускорение модных циклов в одежде по сравнению с обувью, что связано с большей технологической сложностью процесса изготовления обуви.

Моральный износ выражается в том, что изделия сохраняя основные полезные свойства, перестают удовлетворять эстетические потребности людей в связи с изменением моды.

Потребительские свойства, показатели качества и контроль качества одежды. Качество одежды характеризуется совокупностью свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Потребительские свойства одежды характеризуются следующими показателями:

1. Показатели назначения (функциональные) включают соответствие модели назначению изделия, возрасту и облику потребителя. Эти показатели включают соответствие изделия размерной и полнотно-возрастной группе человека, сезонным признакам, конкретной обстановке труда и отдыха, а также применяемым материалам, отделкам, фурнитуре;

2. Эстетические показатели предусматривают соответствие изделия современному направлению моды по форме, покрою, конструктивным и декоративным линиям, цветовому решению, материалам, отделке и др. Эти показатели характеризуют уровень обработки и отделки (безупречный товарный вид), четкость и выразительность исполнения товарных знаков, ярлыков, упаковки;

3. К эргономическим показателям относятся соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека, удобство конструкции изделия в динамике, соответствие конструкции изделия психофизиологическим особенностям человека. Важнейшими эргономическими показателями являются гигиенические, способствующие созданию оптимального микроклимата под одеждой;

4. Эксплуатационные показатели (надежность) характеризуются формоустойчивостью, устойчивостью материалов и соединений к разрывам, нагрузкам и износостойкостью материалов.

Под контролем качества одежды понимают проверку соответствия показателей качества изделий требованиям, изложенным в ГОСТах и ТУ.

Качество одежды проверяют внешним осмотром со стороны верха и подкладки и измерением изделий и их отделочных узлов и деталей. Объектами контроля являются внешний вид изделий, качество его посадки на фигуре и качество обработки.

Внешний осмотр изделий пальтово-пиджачной группы с бортами производят со стороны верха и подкладки на манекенах соответствующих размеров и полнот. Осмотр изделия без бортов (платьев, брюк, юбок и т.д.), в том числе трикотажных изделий производят на столах.

При внешнем осмотре устанавливают:

соответствие маркировки требованиям ГОСТа;

соответствие модели образцу-эталону и его техническому описанию;

соответствие материалов верха, подкладки, прокладки, отделки, меховых воротников, фурнитуры и ниток требованиям технического описания модели.

Качество посадки изделия на фигуре человека или манекена характеризуют правильное расположение воротника и лацканов; полочек; рукавов, а также правильное соединение подкладки и утепляющей прокладки с верхом изделия.

Качество обработки (изготовления) одежды характеризуют:

симметричность расположения лацканов, карманов, рукавов, концов воротника;

ровнота и направление швов, а также частота и ровнота строчек;

 направление и совпадение рисунков в деталях изделий;

 правильность направления ворса; качество влажно-тепловой обработки; наличие дефектов ткани, фурнитуры и отделки.

<<< Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение текстильных материалов, швейных и трикотажных изделий
Ассортимент и свойства нетканых материалов >>>

Рейтинг:
  • Итоги рейтинга 2.89/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.9/5 (9 голосов)
светлана 2012-09-08 02:53:20
статья очень познавательная...но устаревшая...современное оборудование позволяет создавать безшовные двусторонние изделия...к сожалению на курсах изготовления трикотажных изделий сведения о таком оборудовании отсутствуют и обучают устаревшим и непрактичным технологиям...так не все люди могут пользоваться утюгом...к тому же утюг и гладильная доска - это громоздко и неудобно...проще -трикотажные и двусторонние изделия без шва...а вот что такое стандартные фигуры - я не знаю...у всех моих подруг...знакомых и друзей - нестандартные фигуры

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ 0 ↓
admin 2012-09-08 12:54:49
видимо,стандартная фигура - это 90/60/90))))))

[Ответить] [Ответить с цитатой]
↑ 0 ↓

Страницы: [1]

Оставить комментарий

Ваше имя:
Ваша почта:

RSS
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить