Смычковые инструменты
К струнным смычковым инструментам относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас. В инструментах этой группы звуки извлекаются при трении волоса смычка о струны. Как волос смычка, так и струны скрипки имеют белковое происхождение, поэтому тембр звучания скрипок близок к тембру человеческого голоса. Отсутствие ладов на грифе позволяет музыканту извлекать звуки самые различные по высоте, включая промежуточные между тонами и полутонами. Возможность тонкой нюансировки звука как по высоте, так и по громкости, специфический тембр звучания придают скрипке бесконечные возможности в области техники исполнения.
Корпус скрипки состоит из деки, дна и обечаек. На деке прорезаны два продолговатых звуковых отверстия в виде латинский буквы f (эф) и поэтому называемых эфами. Дека окаймляется врезной прожилкой — усом, состоящим из трех тонких полосок. Прожилки служат украшением инструмента и предохраняют края деки от повреждения.
Гриф скрипки, в отличие от щипковых инструментов, не имеет ладов. Необходимой принадлежностью для скрипки является подбородник.
Скрипка имеет четыре струны; первая - стальная, вторая и третья — жильные, четвертая — жильная, обвитая серебряной канителью. Жильные струны изготовляются из кишечного сырья овец.
Смычок представляет собой упругую деревянную трость с головкой и колодкой. Между головкой и регулируемой колодкой. Натягивается конский волос. В группу смычковых музыкальных инструментов входят: скрипка, альт, виолончель и контрабас.
Скрипка является самым высоким по регистру и самым малым по размерам инструментом смычковой группы. Это основной солирующий инструмент симфонического оркестра.
В зависимости от размеров скрипки могут быть полномерными — 4/4 (мензура 330 мм) и маломерными: 3/4 (мензура 311 мм), 2/4 (мензура 293 мм), 1/4 (мензура 260 мм), 1/8 (мензура 250 мм).
В соответствии со стандартом существует три класса скрипок: сольные и учебные первого и второго класса.
Альт отличается от скрипки вдвое большим размером мензуры.
Виолончель отличается от альта большими размерами и наличием в нижнем конце корпуса шпиля, который, упираясь в пол, служит опорой для инструмента. Играют на виолончели сидя.
Контрабас — самый большой по размерам и самый низкий по звучанию инструмент симфонического оркестра.