Типология мотивов

Категория: Менеджмент

     Рассмотрим главные виды мотивов.
Деятельность человека побуждается множеством мотивов. Общий уровень мотивации зависит от количества и побуждающей силы мотивов, определяющих деятельность. Мотив самоутверждения- стремление утвердить себя в обществе; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа.
Мотив идентификации с другим человеком- стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для молодых людей, которые пытаются копировать поведение других людей.
Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического "заимствования" энергии у кумира: появляется  вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой. Наличие образца,  с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, - важное условие эффективного процесса социализации.
Мотив власти- стремление человека влиять на людей. Потребность во власти является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в коллективе, попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.
Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например, руководителей) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими - это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.
Процессуально-содержательные мотивы- человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.
Например, человек  работает в сфере торговли, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в процессе продаж также являются существенными факторами успеха). Человека побуждают заниматься  процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание работы, а не факторы, которые не связаны с рабочей деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.).
Внешние  мотивы- такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия внешних мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, - к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем.
Примеры внешних мотивов:
- мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
- мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
    - стремление получить одобрение других людей;
- стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация).
- мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация)
Если в процессе деятельности внешние мотивы не будут подкреплены  интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта.
Мотив саморазвития- стремление к саморазвитию и  самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает человека много работать и развиваться.
Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.
С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой - страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.
А. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели.
Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности.
Мотив достижения- стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.
Мотивация достижения  зависит от ситуации и предмета деятельности. Выделяют четыре фактора, которые определяют уровень мотивации в каждой конкретной деятельности:
 - значимость достижения успеха;
- надежда на успех;
- субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
- субъективные эталоны достижения.
Общественно значимые мотивы- мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия общественно значимых мотивов происходит идентификация конкретного человека с коллективом. Человек считает себя членом определенной социальной группы, отождествляется с ней,  живет ее проблемами, интересами и целями.
Личности, которая побуждается к деятельности такими мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело.
Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно - с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно.
Мотив присоединения- стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность этого мотива состоит в ценности общения. В данном случае человеку приносит удовлетворение сам процесс общение с другими людьми.
Однако, человек может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. В таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и с  мотивацией присоединения ничего общего не имеет.
Негативная мотивация- побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, работника могут побуждать  угрозы штрафов,  боязнь остаться без работы. Работа под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.
Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:
-  вербальное наказание (осуждение, замечание и т. п.);
-  материальные санкции (штраф, лишение привилегий, бонусов);
- социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, и другие.
Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия.
Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.
Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, - достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако имеет много недостатков и нежелательных последствий.
Все мотивы принято делить на действующие и потенциальные.
Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими.
Мотивы,  незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.
Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы могут становиться действующими. Например, после разговора с линейным руководителем у подчиненного социальный мотив (ответственность), который был пассивным, приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.
Иерархия мотивов способна  меняться со временем и возрастом. Например, при поступлении на работу подчиненного побуждают к труду требования начальства и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.
Однако, несмотря на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов. Мотивы, которые побуждают человека к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными в течение определенного промежутка времени. Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности не так  легко подвергаются изменению. И если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком намного сложнее.
Таким образом, несмотря на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, можно считать ее относительно стабильной.
Итак, общий уровень мотивации зависит:
-  от количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
-  от актуализации ситуативных факторов;
-  от побуждающей силы каждого из этих мотивов.
Чтобы усилить мотивацию своих подчиненных, необходимо выполнить три условия:
-  задействовать как можно большее число мотивов;
-  увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;
-  актуализировать ситуативные мотивационные факторы.
Такая же закономерность относится к  мотивационной саморегуляции. Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует задействовать дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.