Транспорт в оптовой и розничной торговле

Категория: Торговое оборудование

Главным условием нормального функционирования торговых предприятий является организация транспортных перевозок товаров.

В условиях рыночной экономики успех во многом зависит от стабильной и эффективной работы транспортной системы. Это прежде всего:

• ритмичность, регулярность, бесперебойность, надежность и высокая скорость доставки товаров;

• соблюдение сроков доставки товаров без потерь массы;

• сохранность качества товара с минимальными затратами на перевозку.

Одной из важных функций транспортной службы торговой организации является планирование перевозок. Для этого следует учитывать следующие факторы:

• наличие товара на оптовом складе, его состояние и подготовленность к перевозке;

• состояние (количество) транспортных средств;

• готовность потребителя к приемке товара.

Помимо указанной функции в обязанности транспортной службы входит аналитический учет перевозок, который позволяет оперативно отслеживать изменения ситуации на рынке. Аналитический учет призван изучать и решать такие вопросы, как:

• динамика изменения объема перевозок;

• «сортировка» клиентов на сезонных, постоянных и разных;

• составление схем маршрутов к потребителям;

• выбор транспортных средств для конкретных перевозок;

• группировка потребителей по направлению, дальности и объему перевозок;

• анализ изменения себестоимости перевозок (простои и поломки).

Для выбора вида транспорта предприятию необходимо располагать данными о технико-экономических особенностях автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и других видов транспорта.

Однако транспортная служба предприятия, осуществляющего оптовую торговлю, не всегда в состоянии организовать перевозку закупаемых и реализуемых товаров собственными силами. Для доставки товаров в определенные регионы целесообразно, а порой единственной возможностью является использование только одного вида транспорта (например, водного или воздушного). Но по понятным причинам торговые организации не располагают собственными судами или самолетами. В таких случаях торговые организации обращаются к услугам транспортных предприятий.

Предприятия розничной торговли осуществляют доставку собственным автомобильным транспортом или используют централизованную доставку. Оптовое же предприятие, владеющее грузовым автотранспортом, может использовать следующие его преимущества:

• мобильность в передвижении;

• небольшая себестоимость перевозок;

• возможность самостоятельного формирования графиков перевозок;

• высокая скорость доставки товаров.

Кроме того, с помощью автомобильного транспорта можно расширить контейнерные и пакетные перевозки товаров, одна из функций которых - ускорение и удешевление доставки за счет повышения уровня комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ. При перевозке грузов по схеме «склад отправителя - автомобиль - склад станции отправления железной дороги - автомобиль -склад получателя - магазин» товары перегружаются по 6 раз, а при промежуточном завозе их на предприятия оптовой торговли или в же

лезнодорожных сообщениях - до 12 раз. Такая переработка грузов требует использования большого числа грузчиков, вызывает излишние простои подвижного состава под грузовыми операциями, снижает пропускную способность грузовых фронтов, увеличивает себестоимость переработки грузов.

При многократных перегрузках грузы нередко подвергаются распылению, бою или теряют свои потребительские свойства. Основным путем преодоления отмеченных недостатков является широкое развитие контейнерных и пакетных перевозок, а также механизации на всех видах транспорта и в складском хозяйстве.

За последнее время в области механизации работ на всех видах транспорта достигнуты определенные успехи. В то же время в торговле уровень механизации погрузки-выгрузки штучных и тароупаковоч-ных товаров невелик. Вместе с тем необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики объем контейнерных и пакетных перевозок грузов в торговле непрерывно возрастает.

Транспортировка товаров в контейнерах позволяет:

• исключить ручную работу по упаковке и распаковке грузов;

• снизить затраты средств и материалов на упаковку;

• уменьшить расходы на строительство закрытых складов;

• сократить объем погрузочно-разгрузочных работ;

• повысить производительность труда;

• полностью механизировать погрузочно-разгрузочные операции;

• облегчить и ускорить коммерческие операции по приему и выдаче грузов.

Контейнер - это специально сконструированное приспособление для облегчения перевозки различных товаров одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки товаров, а также для длительного хранения помещенных в него грузов, уложенных на специальных поддонах или без поддонов.

В зависимости от назначения выделяют универсальные и специализированные контейнеры.

Универсальные контейнеры  предназначены для перевозки широкой номенклатуры штучных грузов в таре, без нее или в облегченной упаковке.

Специализированные контейнеры предназначены для перевозки и хранения жидких, насыпных, опасных и скоропортящихся грузов (рис. 1.2, г, е, ж).

 Универсальный контейнер УМ-2,5

 Типы контейнеров: а - универсальный; б - открытый с тентом и торцовой дверью; в - открытый, складной (площадка); г - контейнер-рефрижератор (терморегулируемый); д - комплект из нескольких универсальных контейнеров типа 1Д; е - контейнер-цистерна; ж - контейнер-цистерна половинной высоты

Специализированные контейнеры подразделяются на:

• малотоннажные - с максимальной массой брутто 1,25 т;

• среднетоннажные - с максимальной массой брутто более 2,5 т, но менее 10 т;

• крупнотоннажные с максимальной массой брутто, равной 10 т и более;

• контейнеры-рефрижераторы (терморегулируемые);

• контейнеры-цистерны.

В зависимости от вида транспортировки выделяют автомобильные (АУК-0625; АУК-1,25; АУК-2,5; АУК-5 и АУК-10) и железнодорожные (УУК-3; УУК-5; УУК-20; УУК-30; УУК-40) контейнеры.

К перевозке и хранению в контейнерах допускаются товары (грузы), габариты которых не превышают размеры дверного проема контейнера и его внутренние размеры. Масса груза в контейнере не должна превышать его грузоподъемности, определяемой как разница между номинальной массой брутто контейнера и его тарой, указанными на трафарете.

Контейнеры на транспортных средствах устанавливаются и закрепляются таким образом, чтобы во время транспортировки не происходило их смещения и падения. Контейнеры как с грузом, так и без груза должны обрабатываться и храниться на контейнерных площадках .

Характеристика основных видов контейнеров представлена в табл. . Контейнеры имеют продолжительный срок службы и их использование в торговле весьма целесообразно. Однако наибольшая эффективность применения контейнеров и экономия средств и времени при погрузочно-разгрузочных работах обеспечиваются, когда товары в них загружаются на поддонах. При использовании поддонов на складах и в торговых организациях достигаются:

 

Характеристики основных видов контейнеров

 

Тип

Масса

Габаритные размеры, мм

Вместимость,

контейнера

брутто, т

длина

ширина

высота

м!

Малотоннажные

АУК-0625

0,625

1150

1000

1700

1,47

АУК-1,25

1,25

1800

1050

2000

3,00

Среднетоннажные

УУК-2,5 (3)

2,5 (3)

2100

1325

2400

5,07

УУК-5,0

5,0

2650

2100

2400

10,23

Крупнотоннажные

УУК-10

10

2991

2438

2438

14,40

УУК-20

20

6058

2438

2438

29,85

УУК-30

30

12192

2438

2438

63,00

• лучшие условия для комплексной механизации трудоемких погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ;

• сокращение времени, труда и материальных затрат на перемещение товаров;

• более полное использование площади и емкости складов;

• сокращение простоев под грузовыми операциями и уменьшение количества транспортных средств;

• улучшение условий хранения материалов и изделий, уменьшение потерь от повреждения за счет доведения до минимума ручных работ.

Поддон - наиболее распространенная тара для комплектования укрупненных грузовых единиц. С его помощью можно быстро формировать укрупненную грузовую единицу из уже имеющихся первичных единиц. Размеры поддона всегда кратны базовому модулю. Наибольшим спросом в торговле пользуются поддоны с размерами 1200x800 и 1200x1000 мм. Целостность укрупненной грузовой единицы достигается путем либо пакетирования, когда груз закрепляется на поддоне различными способами, либо системы укладки, не позволяющей рассыпаться за счет собственного веса первичных грузовых единиц, либо стропования, т. е. связки груза с поддоном, либо упаковки грузовой единицы в термоусадочную пленку толщиной от 0,15 мм.

Поддоны являются универсальной грузонесущей единицей и могут применяться как для транспортировки, так и для хранения грузов на оптовых складах.

По своей конструкции поддоны подразделяются:

• плоские - без надстроек над верхней плоскостью настила;

• стоечные - с постоянными или съемными стойками;

• ящичные - с постоянными, съемными или откидными стенками .

 Типы поддонов: а - плоский, б - стоечный, в - ящичный

В торговле наиболее распространены плоские поддоны, которые различаются по числу настилов и заходов.

Согласно ГОСТу все типы плоских поддонов условно обозначают соответствующими кодами. Например, код П2 означает поддон плоский однонастильный (имеющий только верхний настил) двухза-ходный; 2П2 - плоский двухнастильный двухзаходный; 2П4 - плоский двухнастильный четырехзаходный поддон. Четырехзаходный поддон дает возможность поднимать его с любой из четырех сторон в отличие от двухзаходного, который можно поднимать только с двух противоположных сторон.

11лоские поддоны изготавливают из дерева, металла, пластмассы. Используются также комбинированные поддоны - деревянно-металлические. Стоечные и ящичные поддоны могут быть только из металла и комбинированные - деревянно-металлические. Они бывают неразборной и разборной конструкции (складные). Наиболее удобны разборные поддоны, так как при транспортировке порожними занимают меньший объем.

Для уменьшения массы ящичных поддонов стенки у них делаются решетчатыми, из металлических сеток.

Большое значение имеет выбор размеров поддонов в плане. Они должны определяться с учетом наиболее выгодного размещения их на складе, в контейнере, в кузове грузовых автомобилей и на полу железнодорожных вагонов.

Важно также при транспортировке и хранении товаров правильно выбрать размеры ящичных поддонов по высоте, чтобы обеспечить более полное использование объема склада, контейнера.

Емкость поддонов, включая и собственную массу, должна быть увязана с грузоподъемностью тех подъемно-транспортных средств, которые используются для их переработки. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы на оптовых торговых предприятиях использовалось не более двух-трех типоразмеров поддонов. Характеристика поддонов приведена в табл. .

Одним из условий максимального исключения трудоемких ручных процессов на всем пути движения товаров от предприятий -изготовителей или поставщиков до покупателя является широкое применение тары-оборудования, связывающего в одну систему поставщика, транспорт и торговлю.

В качестве тары-оборудования используют различные складывающиеся контейнеры, передвижные колесные тележки, шкафы-кон-тейнеры для завоза хлебобулочных изделий и других как продовольственных, так и непродовольственных товаров

Применение тары-оборудования является одним из основных путей упрощения и удешевления трудоемких операций при доставке товаров в розничную торговую сеть. Так, при внедрении тары-обору-

Тип поддона

Основные размеры, мм

Номинальная фузоподъемность, т

ширина

длина

Плоские

800

1200

1,0

1000

1200

1,0

1200

1600

2,0

Стоечные

800

1200

1,0

800

1200

1,5

1000

1200

2,0

Ящичные

800

1200

0,5

800

1200

1,0

800

1200

1,5

дования в процесс товародвижения расходы на доставку и реализацию 1 т груза в торговых организациях снижаются на 40-45%, производительность автотранспорта увеличивается в 1,8 раза, время на погрузку и разгрузку автомобилей сокращается в 5 раз. Использование тары-оборудования для доставки и продажи товаров позволяет сократить 8 технологических операций в торговле и 13 - на транспорте и предприятиях поставщиков. Кроме устранения излишних звеньев на пути дви-

 Тара-оборудование для различных товаров: / - для хлеба; 2 - для непродовольственных товаров; 3 - для одежды; 4 - для продовольственных товаров

жения товаров от поставщиков до торгового зала магазина, организация их доставки в таре-оборудовании и продажи из него позволит:

• ликвидировать ручную перекладку товаров из тары в торговую мебель;

• дать возможность полностью подготовить товары к продаже методом самообслуживания;

• механизировать погрузочно-разгрузочные и транспортно-с кладе кие работы;

• сократить численность работников, занятых на погрузочно-разгрузочных операциях в промышленности, на транспорте и в торговле;

• повысить культуру обслуживания покупателей;

• сократить потери продуктов;

• уменьшить затраты на изготовление производственной и транспортной тары и др.

Тара-оборудование классифицируется по различным признакам .

 

Классификация тары-оборудования

Признаки

Группы тары-оборудования

По назначению

Для фасованных бакалейных товаров;

для непродовольственных товаров, уложенных в кассеты;

для безалкогольных напитков и пива в бутылках;

для молочных товаров;

для гастрономических товаров;

для хлеба и хлебобулочных изделий;

для плодоовощных и других товаров

По области применения

Универсальные; специализированные

По наличию опорной базы

На собственной колесной базе; на автомобильной колесной базе; на жестких опорах

По конструкции

Разборные; складные; неразборные; разборно-складные

В настоящее время промышленность выпускает следующие виды тары-оборудования:

ТОС - с основанием на опорах в виде стоек; ТОК - с основанием на колесных опорах; ТОСК - с основанием из стоечных и колесных опор. Назначение и технические характеристики некоторых типов тары-оборудования указаны в табл.  и 1.5.

 

Назначение некоторых типов тары-оборудования

 

Типы

Назначение

ТОС-16-300

Для продовольственных и непродовольственных товаров

ТОС-2-1350

Для фасованных бакалейных товаров

ТОС-Б-240

Для безалкогольных напитков и пива в бутылках

ТОК-МТ

Для молочных товаров

ТОК-ГТ

Для гастрономических товаров

ШПХ-16

Для хлеба и хлебобулочных изделий

ТОК-2-1350

Для плодоовощных, хозяйственных и других товаров

 

Технические характеристики некоторых типов тары-оборудования

 

Типы

Грузоподъемность, кг

Размеры, мм

длина

ширина

высота

ТОС-16-300

300

840

620

1350

ТОС-2-1350

300

840

620

1350

ТОС-Б-240

240. (бутылок 0,5 л)

840

620

1350

ТОК-МТ

170

645

430

1200

ТОК-ГТ

275

840

620

1600

ШПХ-16

300

940

840

1780

ТОК-2-1350

300

830

620

1350

Конструкция ТОС-16-300 - цельнометаллическая сборно-раз-борная, состоит из основания с опорами в виде стоек, боковых решетчатых стенок и крышки. Передние и задние проемы закрываются съемными решетчатыми стенками. Кассеты проволочные решетчатые (16 шт.), используемые для непродовольственных и продовольственных товаров, с двух торцовых сторон имеют дверки, которые открываются для отбора товаров покупателями. В пластмассовые кассеты укладывают мясо, птицу, молочные и другие товары.

ТОС-2-1350 имеет цельнометаллическую сборно-разборную конструкцию и состоит из основания на опорах в виде стоек, решетчатых стенок, крышки, двух складных дверок, дна и двух складных полок из стального листа (на что указывает цифра 2 в коде) высотой 1350 мм. Данная конструкция обеспечивает ручную и автоматическую укладку в нее товаров с помощью автоматов-укладчиков.

Конструкция ТОС-Б-240 - цельнометаллическая неразборная, состоит из основания на опорах в виде стоек, решетчатых стенок и крышки. Боковые стенки волнообразные, что обеспечивает надежное закрепление бутылок при их укладке и устойчивое положение при транспортировании и хранении.

ТОК-МТ - тара-оборудование для молочных товаров, имеет цельнометаллическую разборно-складную конструкцию, состоит из основания на четырех колесах, решетчатых шарнирно соединенных стенок, распашной дверки и четырех складывающихся полок. Каждая полка состоит из трех сочленений. Пустую полку складывают полностью, при этом открывается доступ к товарам на нижележащей полке. Складывающиеся полки и шарнирно закрепленные стенки позволяют легко разбирать порожнюю тару-оборудование и складывать ее в развернутом виде в штабеля для возвратного транспортирования на склад поставщика. Товары укладывают вручную или с помощью автомата-укладчика.

Конструкция ТОК-ГТ - цельнометаллическая разборно-склад-ная, состоит из основания на четырех колесах, решетчатых стенок, крышки, двух распашных дверок и пяти складывающихся полок. Стенки, крышка, дно и дверки соединены между собой шарнирно, что позволяет ее хранить и транспортировать в разобранном виде. Для повышения жесткости конструкции в собранном виде предусмотрено закрепление дна и полки защелками.

ШПХ-16 - шкаф для хлебобулочных изделий, состоит из основания на четырех поворотных колесах, двух боковых стенок и крышки, облицованных листовой сталью. В стенках отбортованы направляющие для установки 16 стандартных лотков. Передний и задний

проемы закрывают шторами из винилкожи. В торговом зале шторы укладывают на крышку шкафа. Для передвижения шкафа предусмотрены две рукоятки.

Конструкция ТОК-2-1350 - цельнометаллическая сборно-разборная, состоит из основания на четырех колесах, решетчатых стенок, крышки, двух складных дверок и двух полок. Товары укладывают вручную или с помощью автомата-укладчика.

Применение сквозной системы транспортировки товаров будет эффективным при условии, что тара-оборудование:

• обеспечивает возможность применения ее как транспортно-складского средства и в качестве товароносителей в торговых организациях;

• имеет многоцелевое назначение (используется для транспортировки и продажи различных продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах различных типов;

• обеспечивает сохранность товаров от механических повреждений;

• удобна для перемещения в узких проходах;

• обеспечивает максимальное использование площадей и объемов транспортных средств и помещений торговых организаций;

• по конструкции рассчитана на заданную нагрузку, многократный оборот и легкость транспортировки;

• вместимостью и количеством секций, полок и тому подобного соответствует ежедневному товарообороту торговой организации по отдельным видам товаров;

• конструкцией и внешним оформлением хорошо сочетается со стационарным оборудованием и оформлением торгового зала;

• удобна для отбора товаров покупателями;

• при хранении в торговых организациях и на складах в порожнем состоянии обеспечивает экономию площадей;

• по конструкции соответствует действующим правилам техники безопасности.

Кроме перечисленных требований к таре-оборудованию предъявляются и санитарно-гигиенические требования. Контейнеры и другие виды тары-оборудования должны иметь надежное антикоррозийное прикрытие, их поверхность не должна собирать грязь и влагу.

Для определения необходимого количества тары-оборудования для торговых организаций можно использовать формулу