Вендинг - автоматы

Категория: Торговое оборудование

Вендинг (от англ. Vend — торговать) — это продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов).
На конвейер" вендинг-бизнес поставили американцы - в 1888 г. В США был запатентован автомат по продаже жвачки. В Европе больше всех вендинг оценили немцы, а в Азии - японцы и корейцы. Тем не менее, ежегодный рост объемов вендинг-бизнеса приблизительно на 10% - общемировая тенденция.

  Отсчёт  истории вендинга в России начался с середины 90-годов, когда с одной стороны, на рынок пришли международные фирмы, для которых вендинг привычное дело, с другой стороны, российские предприниматели стали присматриваться к этому новому для них виду бизнеса. Всё больше бизнесменов постигают премудрости вендинга и его российскую специфику.
И даже в 2011 году Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон, который "направлен на создание благоприятных налоговых условий для предпринимательской деятельности, осуществляемой с использованием торговых автоматов": "В этих целях перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, дополняется таким видом деятельности, как реализация товаров с использованием торговых автоматов. При этом базовая доходность для указанного вида деятельности устанавливается в размере 4 500 рублей в месяц на один торговый автомат".

 Сейчас перспективы вендинга в России выглядят чрезвычайно радужными. И неудивительно, ведь вендинг автоматы обладают большими преимуществами перед любым другим видом предпринимательства:
•    универсальность – возможность предлагать различный товар, комбинировать несколько аппаратов, создавая мини-маркеты;
•    беспрерывность – функционирование без перерыва или по заданному графику;
•    надёжность – в среднем торговый автомат функционирует 10 лет, при самоокупаемости в 6 месяцев;
•    мобильность, компактность и эргономичность – удобны в транспортировке плюс занимают минимум арендованной площади.

Добавьте к этому обслуживание автоматов раз неделю (зависит от места установки и востребованности), отсутствие продавца-кассира, гигиеничность  и вы оцените выгодность этого бизнеса.
Уже не только в Москве или Петербурге, но даже и в отдалённых российских городах есть фирмы, предлагающие широкий выбор торговых автоматов различных марок и назначения. Несмотря на относительную молодость автоматного бизнеса в России, уже можно подводить итоги первых лет развития, анализировать опыт, делать выводы.
Некоторые крупные торговые предприятия, например, Ашан, автоматы устанавливают в служебном помещении, выделенном под место отдыха своего персонала.  На многих автосервисах ставят вендинг-автоматы, которыми могут воспользоваться не только сотрудники такого предприятия, но и клиенты, ожидающие свой авто.
Также есть торговые организации, практикующие установку автоматов с холодильной камерой (в торговом зале) для продажи красной и черной икры в мелкой таре. Оплатили, и продолжаете совершать покупки дальше. Кстати, прямой смысл был бы продавать подобным образом мороженое, холодных напитков. Эти товары преимущественно импульсного спроса, «купил — съел (выпил)», особенно в летнее время. Купив мороженое в автомате, Вы вольны съесть его в любой момент, ещё до кассы, не дожидаясь пока оно растает в длинной очереди.
Есть примеры торговых центров, в которых на базе пары автоматов (например, кофейного и снекового) создаётся островок отдыха прямо в торговом зале. Там отдыхают и продавцы, и покупатели. Казалось бы, существуют многочисленные буфеты, фаст-фуды и прочее, хотя и вне зала. Но есть огромная разница! Те, кто мерил шагами огромные ангары "Метро", "Леруа Мерленов" и "Ашанов" знают, что человек там через некоторое время устает, его психика оказывается перегруженной массой впечатлений, внимание рассеивается,  а потом в голове остаётся всего одна мысль: как бы скорее покинуть это заведение? В итоге — дискомфорт покупателя, а магазин, возможно, упустил шанс сбыть ему что-либо ещё. Автоматы, установленные снаружи торгового зала этой проблемы не решают, потому как мало кто возвращается в зал, чтобы продолжить покупки, даже отдохнув и расслабившись. А вот если бы покупатель мог отдышаться ещё внутри...

  Есть ещё некоторые привлекательные моменты для бизнесменов в установке вендинговых торговых автоматов в гипермаркетах. Некоторые товары почти никогда не выкладываются в торговом зале, а предлагаются Вам на расчетно-кассовом узле. Это малогабаритные товары, соблазнительные, с точки зрения потенциального похитителя: батарейки, жвачки, пластырь, средства контрацепции, ручки, электронные сигареты и т.п.. Ассортимент их постепенно расширяется, нагрузка на кассира всё увеличивается, а скорость прохождения кассы, при этом, падает. Этого можно было бы избежать, переложив функцию продажи этих товаров на автомат.

  Из таких вот малых, казалось бы, удобств формируется комфортный климат и привязанность, пусть даже подсознательная, клиента к торговому заведению.

 Конечно, пока Россия значительно отстаёт от других развитых стран, как по количеству, так и по ассортименту торговых автоматов. В попытке установить автомат в месте с высокой проходимостью, можно столкнуться с серьезными препятствиями. Например, управляющие метрополитена противятся внедрению вендинга, ссылаясь на проблемы безопасности и особый статус метро. Почему-то эти проблемы (и статус) не препятствуют установке автоматов, например,  в Парижском метро. Или, руководство железнодорожных вокзалов частенько отрицательно воспринимает идею установки автоматов, поскольку оно связано взаимоотношениями с киосками, столовой или кафе...В общем и целом получается, что удобство (а по большому счету, и качество обслуживания пассажиров) приносится в жертву либо второстепенным моментам, либо собственной инертности, а иногда, возможно, материальной заинтересованности...