Виды и типы товарных категорий

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

В процессе формирования товарных категорий важным этапом является определение основополагающего признака, на котором будет базироваться классификация товаров. Правильный выбор основополагающего признака является неотъемлемым требованием для успешной реализации системы категорийного менеджмента в деятельности магазина. Основополагающий критерий определяет специфику товарных категорий, их состав и структуру. В связи с особой значимостью данного этапа выбор основополагающего признака — это, как правило, прерогатива высшего руководства магазина.

Существует несколько признаков, которые могут быть положены в основу формирования товарного ассортимента. Одним из наиболее часто используемых признаков является способ удовлетворения потребности.

Например, если речь идет о продуктах питания, они направлены на утоление голода, но способ удовлетворения данной потребности может ,рыть различным: легкая закуска или полноценный прием пищи. Допустим, можно утолить голод, приобретая в магазине готовые к употреблению продукты (салаты, вторые блюда и т.д.), полуфабрикаты, сырые товары, требующие предварительного приготовления, и т.д. Соответственно товарный ассортимент магазина формируется исходя из функциональных признаков товара.

Если потенциальные покупатели магазина существенно отличаются друг от друга, целесообразно в качестве основополагающего признака выбирать потребительские предпочтения и в соответствии с ними классифицировать торговый ассортимент.

В качестве основополагающего признака можно выбрать доходы потребителей, их возраст, пол и т.д. Например, магазин обуви может первоначально классифицировать ассортимент по возрасту —- на детскую обувь и обувь для взрослых, далее может классифицировать по полу — обувь для девочек, обувь для мальчиков и женская и мужская обувь. В свою очередь, женскую обувь можно разделить на группы исходя из уровня дохода покупателей и т.д.

На практике магазинам редко удается классифицировать свой ассортимент на основе только одного признака. Чаще всего ассортимент классифицируется исходя из нескольких признаков, например можно сочетать функциональный признак и потребительские предпочтения. Приведем пример сочетания данных признаков в рамках магазина детских товаров, который соответствует фасетному методу классификации торгового ассортимента.

Однако подобный метод классификации является достаточно сложным, поэтому используют его, как правило, опытные специалисты, которые могут анализировать большие массивы информации и на их основе принимать правильные решения.

В этой связи начинающим специалистам рекомендуется при сочетании нескольких признаков использовать иерархический метод классификации.

Таким образом, формирование ассортиментных категорий — это сложный, трудоемкий процесс, который требует специальных знаний и навыков и должен выполняться высококвалифицированными специалистами.