Выбор типов и нормы оснащения торговых организаций контрольно-кассовыми машинами

Категория: Торговое оборудование

Решение многих задач по оснащению торговых организаций электронной техникой упрощается, если известен алгоритм, т. е. последовательность шагов - этапов.

Процесс автоматизации торгового предприятия, как правило, проходит следующие этапы:

1. Выбор метода торговли.

2. Выбор оборудования.

3. Выбор информационной системы.

4. Соединение информационной системы с технологией бизнеса

5. Приобретение оборудования и информационной системы.

6. Внедрение информационной системы.

7. Эксплуатация и развитие информационной системы.

Выбор метода торговли

К настоящему времени практикой выработаны следующие основные методы реализации товаров торговыми организациями (магазинами):

• традиционный (прилавочная торговля);

• супермаркет (магазин самообслуживания);

• торговля по образцам (магазин-демонстрационный зал + склад);

• Cash & Carry (магазин-склад);

• дискаунт (магазин самообслуживания с невысокими ценами за счет больших оборотов и предельно низких издержек).

Рассмотрим особенности автоматизации каждого метода.

Традиционный. Основной проблемой автоматизации прилавочной торговли является донесение информации об отобранном покупателем товаре до ККМ. В этом случае возможны следующие варианты:

• ККМ находится на прилавке и продавец сам пробивает чек;

• продавец выписывает мягкий чек на товар, покупатель передает его кассиру, кассир пробивает по кассе все перечисленные в нем товары (ККМ располагаются в отдельных кабинках, носитель информации - мягкий чек);

. • продавец сканирует терминалом сбора данных все отобранные товары, а также специальную карточку покупателя. Покупатель передает карточку кассиру, кассир сканирует карточку покупателя, и ККМ автоматически формирует товарную часть чека (ККМ в отдельных кабинках, передача информации: карточка покупателя и терминал сбора данных).

Эти варианты, различаясь по размеру затрат на оборудование, распределению функций и технологии работы, имеют свои плюсы и минусы, а именно:

• вариант размещения ККМ непосредственно на прилавках является самым технологичным;

• вариант использования мягких чеков является самым дешевым, в то же время он может подойти только для магазинов с небольшим ассортиментом и низкой проходимостью покупателей;

• вариант с использованием терминалов сбора данных является самым тяжелым в реализации.

Супермаркет. В супермаркете ККМ расположены на выходе из зала самообслуживания, что уменьшает потребность в ККМ и увеличивает пропускную способность магазина. В супермаркетах рациональнее всего использовать штриховое кодирование товара, которое резко ускоряет обслуживание покупателя в кассовом узле.

Торговля по образцам. При этой форме торговли торговый зал является фактически демонстрационным залом, в котором продавец-консультант, работая индивидуально с покупателем, помогает ему по

добрать товар и оформляет заказ покупателя. Покупатель оплачивает заказ и получает отобранный и оплаченный товар на складе или в пункте выдачи, куда он поступает со склада.

Cach & Carry. При этой форме торговли максимум товара размещается в торговом зале в транспортной упаковке (в коробках на поддонах-паллетах). За счет этого достигается снижение затрат на отдельные склады и работы по выкладке товара. В остальном этот метод торговли мало отличается от магазинов самообслуживания.

Дискаунт. Дискаунтам свойственна ориентация на снижение всех затрат, включая оформление торгового зала и операционные издержки. За счет этого им удается снижать цены и соответственно повышать оборот. Успешнее всего дискаунты работают в составе торговых сетей.

Технологически дискаунты похожи на Cach & Сапу, но количество персонала и уровень сервиса сведены к минимуму, а все управленческие и коммерческие функции вынесены в центральный офис.

Выбор электронного оборудования

Выбор электронного торгового оборудования зависит от метода (формы) торговли. Но в любом случае необходимо принять оптимальное решение по выбору:

• кассовых машин;

• сканеров штрихкодов;

• принтеров штрихкодов;

• терминалов сбора данных и др.;

• касс POS-терминалов;

• фискальных регистраторов и др.

Электронные кассовые машины являются самыми дешевыми, но у них меньший объем функций, они менее гибки и, как правило, имеют ограничения по количеству хранимых в памяти товарных позиций.

Компьютерные кассы сочетают функциональную наполненность, гибкость и мощь профессионального решения. Именно их следует использовать в магазинах с большим ассортиментом и высокой проходимостью.

Фискальные принтеры могут подключаться к любому компьютеру и любому программному комплексу, тем не менее этот вариант можно рекомендовать только для специфических технологий торговли, когда невозможно использовать другие варианты.

Необходимо также учитывать конструкцию корпуса кассовых машин. С этой позиции можно различать: моноблочные, модульные и дисперсные кассовые машины.

Моноблочные ККМ поставляются в едином корпусе, объединяющем все основные узлы: клавиатуру, монитор кассира, чековый принтер, дисплей для покупателя.

В модульных ККМ эти узлы заключены в самостоятельные корпуса. Такая компановка позволяет более свободно размещать составные части кассовой машины на кассовом столе.

Дисперсные ККМ похожи на модульные. Но их конструктивные особенности позволяют полностью реализовать концепцию «Front-Facing», когда все узлы кассовой машины размещаются строго между кассиром и покупателем. Концепция «Front-Facing» вкупе с производительным чековым принтером и сканером позволяет максимизировать пропускную способность расчетно-кассового узла.

По методу вывода информации на чековую ленту, как отмечалось, различают матричные принтеры и термопринтеры. Скорость печати у термопринтера до 40 строк/с, у матричного - 2-4 строк/с. Замена чековой ленты у термопринтера простая, а у матричного - сложная. Для термопринтера нужна только бумажная чековая лента, для матричного - бумажная чековая лента и катридж с красящей лентой.

Из всего разнообразия сканеров штрихкодов можно выделить: CCD-сканеры; ручные лазерные сканеры; стационарные многоплоскостные лазерные сканеры.

CCD-сканеры дешевы, и их можно рекомендовать для магазинов с небольшим бюджетом.

Ручные лазерные сканеры несколько дороже, но обладают большей дальностью и надежностью считывания. Но для считывания штрихкода надо потратить время на то, чтобы взять сканер в руки, поэтому их можно рекомендовать для складов и магазинов с невысокой проходимостью.

Стационарные многоплоскостные лазерные сканеры лишены этого недостатка. Более того, они не требуют строго параллельной ориентации штрихкода относительно сканера, что позволяет рекомендовать их для магазинов с высокой проходимостью.

Выбирая принтер штрихкодов, необходимо прежде всего ориентироваться на следующие показатели:

• ресурс печати (максимальное количество печатаемых этикеток в месяц);

• объем памяти принтера (определяет максимальное количество этикеток, печатаемых за один раз);

• производительность принтера (скорость печати).

В зависимости от способа нанесения этикеток на товар и территориального расположения подразделений необходимо решить, что лучше: один высокопроизводительный принтер на все подразделения или по небольшому принтеру на каждое подразделение.

Терминалы сбора данных представляют собой портативное устройство, оборудованное встроенным или подключаемым сканером штрихкодов. Терминалы могут сохранять в своей памяти разнообразную информацию по товару и обмениваться данными с информационной системой.

Терминалы сбора данных удобно использовать для проведения инвентаризации. Для этого нужно просто просканировать весь товар (вводя при необходимости количество товара), передать собранные данные в информационную систему, и инвентаризация закончена. Технология использования терминалов сбора данных позволяет не закрывать магазин на учет, проводя инвентаризацию «на ходу».

Руководители торговых организаций в условиях формирования рынка могут выбрать для своих магазинов любой тип электронной техники и ККМ с фискальной памятью. От того, как организация решает возникающие перед ней проблемы, во многом зависит его будущее благополучие. После выбора типа электронной техники для конкретных магазинов можно определять количество ККМ.